Чем Мона взяла Марина и почему Марин влюбился в Мону?

Опубликовано: 28.09.2017 11:52 1 6888
Чем Мона взяла Марина и почему Марин влюбился в Мону?

241-й сезон Калужский драмтеатр открыл трагикомедией румынского драматурга Михаила Себастиана «Безымянная звезда» в постановке москвички Виктории Печерниковой.

Это первая работа выпускницы режиссёрского факультета ГИТИСА, лауреата премии Эфроса на большой сцене Калужской драмы. До этого Печерникова великолепно срежиссировала на малой сцене «Гупёшку» с Якубенко, Денисовым, Постновым, Машненковым и Вихревым. А в столице спектакли Виктории Печерниковой с успехом идут в «Школе современной пьесы», в «Сфере», в Театре на Таганке и в ТЮЗе. Поэтому заядлые театралы с нескрываемым любопытством ожидали новую крупную работу этого талантливого режиссёра.

Сюжет

Малюсенький провинциальный румынский городишко где-то между Бухарестом и Синаей. Из развлечений лишь кинотеатр и вокзал, мимо которого не останавливаясь пролетают скорые дизель-поезда. Главные действующие лица: романтичный учитель-холостяк Марин Мирою; строгая учительница Куку, озабоченная нравственным воспитанием школьниц; самая непослушная и мечтательная из них Элеонора Земфиреску; учитель музыки Удря, сочинивший симфонию для оркестра и английского рожка; начальник станции, мечтающий о том, как бы утончённых разодетых пассажиров скорого поезда вооружить лопатами и заставить чистить от снега железнодорожные пути; высаженная на этом богом забытом полустанке за безбилетный проезд светская столичная красавица Мона, не слыхавшая ни о Копернике, ни о Большой Медведице; и разыскавший в конце концов эту заскучавшую и сбежавшую от него содержанку богатый аристократ, игрок и циник Григ.

Марин Мирою - Д. ДЕНИСОВ, Удря - засл. арт. России М. КУЗНЕЦОВ.

Одноимённый телефильм Михаила Козакова, излучающий одновременно тепло и грусть, с великолепными Костолевским, Вертинской, Светиным, Крючковой, Будницкой, Савиной и самим режиссёром в роли Грига - один из моих самых-самых любимых. Каждый раз, когда смотрю на небо, вспоминаю эту сказочную историю. Так что невольного сравнения фильма со спектаклем было просто не избежать.

Не зацепил

Понятное дело, повторить, а тем более переиграть этих больших артистов вряд ли возможно. Да и нужно ли? Но вот передать характеры героев, понять, кто они и что ими движет, в конце концов, полюбить этих персонажей, как самих себя, ну чтобы их, в свою очередь, полюбили зрители или хотя бы поняли, - этого добиться калужским актёрам было просто необходимо.

Мона - Д. КУЗНЕЦОВА.

Спектакль идёт три часа - с двумя перерывами. Увы, ничего подобного тому чувству, которое посещает меня каждый раз, когда пересматриваю двухсерийный фильм, я ни разу так и не испытал. Показалось скучно и томительно. В игре актёров не было тайны, тонкостей, нюансов, многоцветия, а лишь клише и стереотипы. Отчего же, думал я, замечательные калужские артисты, глубоко мною уважаемые, блистательно, красиво, вдохновенно играющие в других спектаклях, в этом были так неубедительны и некрасивы? А ведь красивые люди автоматически, на бессознательном уровне вызывают симпатию и заранее кажутся хорошими, добрыми, порядочными. У Михаила Себастиана в пьесе нет плохих и некрасивых. Несчастные, которым хочется сочувствовать, есть.

Куку - С. НИКИФОРОВА, Мона - А. СОРОКИНА.

Мирою

Учитель астрономии может быть как молодым, так и пожилым. Однако и в том, и в другом случае он, безумно увлечённый наукой, прекрасный преподаватель, замечательный учитель, восхитительно интересный, умный человек не мог быть глуповатым. В исполнении Дмитрия Денисова получился даже не простофиля, а юродивый. Совсем не романтик и не мечтатель. И даже не ботан. Ну разве могли бы такого любить ученики? Да он недели не проработал бы в школе! И за что в него могла влюбиться такая штучка, как Мона? Совершенно непонятно. Да, он никого и ничего не замечает вокруг себя, кроме книг, но у него есть чувство юмора, есть огромное бескрайнее небо с загадочными далёкими звёздами. Мудрый, прозорливый человек. Он самодостаточный! Вынужден жить в выдуманном мире, так как реальный с его мелкими интересами, сплетнями, обсуждением нарядов столичных жителей в проезжающих мимо поездах ему неинтересен. Чудаковатый? Да. Его по-доброму жаль: Мона не его женщина, но в этом захолустье она - луч открытой им же звезды. Мечтатель и романтик. И, когда нужно, умеет быть строгим. Но никак не увалень, разговаривающий, как недоразвитый ребёнок.

Массовые сцены - конёк Калужской драмы.

Куку

Куку, как мне видится, это не истеричная, безумная, суетливая классная дама, а довольно уважаемый в городке человек. Молодая она или старая дева, не важно. Манерная, властная, с чувством собственного достоинства. Она дружит с женой начальника станции. Она не изгой, а вполне состоявшийся на местном уровне человек. Поведение Куку - это именно выражение общей линии поведения общества и одобряемый этим обществом стиль. В Калуге таких немало. Можно подсмотреть образ и в школах, и в чиновничьих кабинетах системы образования. Школьниц Куку прекрасно понимает - прежде всего, они, глупенькие, мечтают о лёгкой красивой жизни, которая на самом деле нелегка. Она искренне пытается оградить девочек от бесплодных, по её мнению, мечтаний. Невозможное возвела в принцип как оправдание. Отсюда и такое рвение к лженравственности. Она давно и безнадёжно любит Марина. И ночной визит к Мирою с проверкой - это откровенная сцена ревности. Её поведение - защитная маска «надзирательницы». Столько оттенков! И этих полутонов и красок в палитре великолепной актрисы и умнейшего человека Светланы Никифоровой было мало. Просто сильно переигрывала, изображая суетливую стерву-училку без нюансов, которые она так мастерски использует в других постановках.

Какой он, зритель, сегодня?

Мона

Не просто красивая женщина, любящая роскошь. Светлая, воздушная, по-детски наивная и капризная, совершенно непосредственная, переменчивая и впечатлительная, легко меняющаяся под влиянием обстоятельств. Разбила Марину сердце не со зла, не подумав ни о ком и ни о чём. Ей было просто хорошо. Анна Сорокина (на первой премьере) показалась слишком холодной. Дарья Кузнецова (во второй вечер) играла чересчур эмоционально и переигрывала мимикой. Ни в одной я не увидел лёгкости и безрассудности.

Григ

Совсем не злодей, каким предстал передо мной Сергей Вихрев. Вальяжный циник-аристократ - да! И в его цинизме столько горькой правды! Он знает свою Мону. Он её сотворил. Это его собственность, и он по-своему её любит. Он из тех, кто ничего просто так не отдаёт. Успешен, уверен в себе, в том, что делает. Он знает этот безумный мир. И поэтому ничему не удивляется, ни в чём не сомневается, и ему незачем кричать. «Что делать, все мы иногда скучаем, всем нам хочется иногда изменить что-то в своей жизни хотя бы на 5 минут. Но эти 5 минут пройдут!» - должно звучать как приговор. Григ во многом прав. Я должен был слушать его, раскрыв рот и прогибаясь под его убедительностью. Ловкий, умный, аристократичный делец - это же очень интересно! Красиво! Ан нет. Злой бургомистр из другого спектакля. Почему? Совершенно непонятно…

Начальник станции

Игорю Постнову сложнее других. Начальник железнодорожной станции должен был дать спектаклю и зрителям заряд. Однако великолепный актёр, умеющий тонко и комично подать любую роль, в этот раз показал своего героя как-то совсем по-бытовому. Как вкусно, изобретательно Постнов играл в спектаклях Александра Плетнёва! А тут зачем-то раздражается, громко кричит на первого пассажира, которого замечательно играет Вячеслав Голоднов. А ведь только что выпил зачем-то! Вроде бы должен подобреть…

Земфиреску

Совсем непонятная героиня. По идее Земфиреску - это Мона в юности. Никто из героев пьесы в итоге не отклонился от своего пути. А вот Элеонора Земфиреску должна была измениться. Эта история как бы сыграна с ней и для неё. Для всех таких юных наивных девочек, мечтающих о «красивой» лёгкой жизни. Наивная дурочка должна в конце концов что-то такое понять, чтобы не повторить ни путь Моны, ни мадмуазель Куку. По-моему, не поняла. Тоже не сошла со своей орбиты. Елена Короткова - яркая молодая актриса - уже успела привлечь к себе внимание разноплановыми работами. Зачем тут переигрывать? Кому-то это, возможно, показалось смешным.

Всё ещё должно произойти

Органично играет своего учителя музыки Михаил Кузнецов. Очень удачно поставлены и сыграны массовые сцены. Хороший сюжет, отличная сценография и декорации Максима Железнякова, в тему музыка. Действие пьесы происходит незадолго до Второй мировой войны. Нужно ли было это подчёркивать? Не знаю… Мне кажется, пьеса не об этом. История о чувствах, о внутреннем мире людей, об интеллекте, сознании, противопоставлении характеров, о несбыточных мечтах и надеждах. История очень современна и актуальна и в наши дни, и в нашей стране, и в Калуге, и в Сухиничах. Может быть, вся беда в том, что актёры играют без юмора и самоиронии, которые, на мой взгляд, обязательно должны быть. Без них - никуда.

Однако это всего лишь два премьерных спектакля. И всего лишь мнение одного человека. Театр интересен тем, что он ЖИВОЙ. В гениальной пьесе Михаила Себастиана «Безымянная звезда» можно снова и снова открывать для себя что-то новое, додумывать, домысливать… Хочется, чтобы и спектакль со временем стал таким же.

Эта статья была опубликована в №39 газеты «Калужский перекрёсток» от 27.09.2017. Ещё больше интересных материалов в электронном архиве издания.
Опубликовано: 28.09.2017 11:52 1 6888
Тэги: культура
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев