История одной тетради по спасению мира

Опубликовано: 23.03.2016 09:23 96 10532

Тонкая, хрупкая, лёгкая. Голубые глаза, пушистые ресницы. Длинные вьющиеся волосы цвета пшеницы делают облик воздушным. Она выглядит, как старшеклассница, но на самом деле у неё два диплома о высшем образовании: об окончании факультета дошкольной педагогики и психологии и Института естествознания КГУ им. К.Э. Циолковского. Даже не верится, что эта юная девушка смогла сдвинуть с мёртвой точки важный для Калуги вопрос о раздельном сборе мусора. Чиновники горуправы сказали ей: «Не теряйте времени, из этого ничего не выйдет». Она не стала спорить, а просто пошла и доказала обратное. Эколог и педагог Катя Николаева, автор просветительского проекта «Мы разделяем». В мае 2016-го ему исполнится ровно год.

- Желание заниматься вопросами экологии появилось очень давно, лет 15 назад, когда я училась в 8-м классе, - вспоминает Катя. – Каждую весну, когда таял снег, я видела в своём дворе одну и ту же картину: неприглядные горы мусора. На тот момент я, конечно, ещё ничего не знала о раздельном сборе отходов, но понимала, что они не должны лежать на земле. И ещё хотелось, чтобы в нашем дворе было красиво. Это всё от родителей. Мама с детства приучала меня к тому, что вокруг нас должно быть опрятно и эстетично. А папа всегда воспитывал в таком духе, что надо быть внимательным к своему окружению. В общем, после уроков я стала выходить во двор и убираться. Мусор складывала в мешки, грузила их на свой велосипед и отвозила на контейнерную площадку.  

- Как реагировали соседи?

- Поначалу просто наблюдали за мной в окно. Спустя год ко мне присоединился один сосед, потом ещё двое. Каждую весну прибавлялось по несколько человек. Однажды я вышла во двор и увидела, что люди уже сами убираются, сажают деревья. Было очень приятно.

- Поступление в Институт естествознания, видимо, стало уже осознанным шагом?

- Да, я поняла, что хочу двигаться в этом направлении, думала, что будет проект. Но на тот момент мне не хватало знаний. Поэтому я и пришла в университет, чтобы восполнить этот пробел. Но ещё до поступления в вуз увлеклась учением Вернадского «Ноосфера». Завела тетрадочку, в которую записывала наиболее ценные для меня цитаты из книги, а также свои мысли и идеи, связанные с экологической культурой, воспитанием. Как сейчас помню, на тетрадке (она всегда со мной) было написано: «Тезисы к руководству по спасению планеты Земля и человечества. 2009 год». Замах почти наполеоновский (смеётся).

Я исписала примерно половину и вдруг поняла, что, по сути, это уже что-то похожее на проект, нужно лишь систематизировать собранный материал и правильно его оформить.

Потом я закончила университет, переехала в Москву, познакомилась там с людьми, которые уже реализовывали подобные проекты на волонтёрских началах. Три года волонтёрила везде, где только можно было, и ловила от этого настоящий экокайф. Спустя три года поняла, что готова вернуться в Калугу, чтобы воплотить в жизнь уже собственный проект.

- Первыми, кому я озвучила эти идеи, стали мои университетские педагоги. Оказалось, что они разделяют мои взгляды. Более того – были даже готовые программы, связанные с раздельным сбором отходов и мусоропереработкой, которые просто лежали под сукном.

Потом я пошла в горуправу, меня выслушали, сказали, что идея разделения мусора очень хорошая. После чего последовала знакомая фраза: «Но наши люди не будут этим заниматься». Подсознательно я, конечно, понимала, что это просто отговорка, слова, не подтверждённые действиями. К тому же у меня большой волонтёрский опыт, и я видела, что технология реально работает. В общем, я не стала спорить, сказала: «У вас такое мнение, а я считаю иначе. Поэтому сделаю свой проект». В том, что у меня всё получится, я не сомневалась ни минуты.

- Сначала я изучила в Интернете калужский рынок вторсырья. Поняла, что он очень обширный. Нашла координаты компаний-переработчиков, позвонила, договорилась о встрече. Не все пошли на контакт сразу. Кто-то, увидев меня, поначалу удивился. Я подготовилась к этому, к тому же у меня была цель. Поэтому удалось быстро убедить людей в том, что я профессионал своего дела и хочу делать его качественно. Один из наших партнёров, компания-заготовитель – поняв, что всё серьёзно, предложил помощь: подарили синие контейнеры-бочки, которые мы установили на первом мобильном пункте по сбору вторсырья на Театральной, 9. Так постепенно всё и закрутилось.


16 мая 2015 года. Открытие первого мобильного пункта по приёму вторсырья на Театральной, 9, рядом с лофтом «Циолковский».

- Начали со сбора бумаги, пластика и стекла. Позже стали собирать жестяные и алюминиевые банки. Что нас удивило: люди приносили их чистыми. Конечно, без казусов не обходилось. Однажды мы пришли и увидели 4 больших мешка с бутылками, в которых были остатки каких-то жидкостей. Тару помыли, а на контейнере и в нашей группе в соцсети оставили слова благодарности за принесённое вторсырье, с просьбой в следующий раз помыть и спрессовать его. Спустя некоторое время обнаруживали такие же 4 мешка, но уже с чистыми, спрессованными отходами.  

   

- Сколько у вас единомышленников? Как вы их находите?

- Основной костяк команды – 10 человек. Мы встречаемся каждую неделю, обсуждаем, как правильно выстраивать работу. Остальных участников проекта находим по принципу сарафанного радио: один рассказал другому, третьему и т.д. Поначалу у кого-то из ребят в семьях возникали споры и противоречия, родные относились к их деятельности скептически. У одного из наших волонтёров, девушки Оли, есть тётя Лида. Она очень негативно отреагировала на участие племянницы в проекте. Ей казалось, что Оля попала в какую-то секту. Но та, каждый раз приходя к тёте в гости, терпеливо объясняла, какую пользу приносит сдача вторсырья. И вот как-то, спустя 4 месяца, Оля обнаружила в коридоре у тёти два больших пакета с макулатурой, предназначенных для сдачи на наш пункт. Это была маленькая победа. С тех пор у нас появился термин - «эффект тёти Лиды».  


Команда эколого-просветительского проекта «Мы разделяем».

- Один из девизов вашего проекта: «От разделения отходов – к экологическому сознанию». Одно без другого невозможно?

- Думаю, что нет. Мы все, независимо от нашего социального статуса, несём ответственность за то количество отходов, которое производим. И раздельный сбор мусора помогает понять на практике, как любой из нас каждый день простым действием может внести свой вклад в сохранение окружающей среды.

- С чего начинать разделение мусора? Поставить на кухне 4 ведра?

- Нет, 4 ведра не нужно. Достаточно просто одной большой сумки. Необязательно помещать её на кухне – это может быть, например, прихожая или балкон. В эту сумку нужно складывать стеклянную тару, бумагу (её можно перевязать или свернуть), пластиковые изделия (их необходимо спрессовать, чтобы уменьшить объём). Бутылки и упаковки продуктов должны быть чистыми. Когда сумка заполнится, нужно принести её на один из наших пунктов и, если есть время, разложить отходы по нужным контейнерам. Если времени нет, можно оставить сумку рядом с ними: вечером на все пункты по графику приходим мы, волонтёры, и раскладываем мусор по нужным контейнерам.

- Сейчас в Калуге действует 5 наших мобильных пунктов по приёму вторсырья и ещё два – по приёму батареек. Мы отправили на переработку более 5 тонн вторсырья. Проект на данный момент объединяет около 700 человек. Но раздельный сбор мусора – это лишь часть миссии. Наша основная задача – поделиться с людьми достоверными знаниями о строении экосистемы и о том, как мы можем минимизировать своё негативное влияние. Есть хорошая программа для дошкольников автора Светланы Николаевой. Она замечательна тем, что даёт базовые основы экологии. Но, к сожалению, уже в начальной школе дети сталкиваются с тем, что у нас нет экологической образовательной программы как таковой. Если суметь преодолеть этот разрыв, наладить систему эковоспитания, то удастся сформировать целое сообщество экологически грамотных людей, начиная с малышей и заканчивая выпускниками школ и вузов. Мы работаем над созданием такой программы. На федеральный уровень, конечно, не замахиваемся, но, может быть, в масштабах области получится её реализовать. У меня как у педагога такая мечта есть.

Маленькими, но верными шажками Катя осуществляет и эту задумку – уже как преподаватель Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования (МЭШДОМ), где она ведёт курс занятий по программе «Экологическая культура и природопользование». В её учениках – почти 100 калужских школьников. В масштабах города пока немного. Но ведь и Москва не сразу строилась.  

Пункты приёма вторсырья в Калуге:

  • ул. Театральная, 9 (лофт «Циолковский), 12:00-18:00, с понедельника по пятницу;
  • ул. Заводская, 57 (министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области);
  • ул. Степана Разина, 26 (главный корпус КГУ им. К.Э. Циолковского);
  • пер. Теренинский, 6 (НОУ ПП «Учебно-производственный комбинат»).

Фото: Светлана ТАРАСОВА и из личного архива Екатерины НИКОЛАЕВОЙ.

Опубликовано: 23.03.2016 09:23 96 10532
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев