Фоторепортаж: калужанка превращает серебро в сказку

Опубликовано: 28.10.2015 16:03 39 14035

Несколько лет назад Клару Прозоровскую знали в Калуге сначала как радиоведущую, затем – как журналиста. Она не побоялась уйти из профессии, в которой состоялась и была успешна, чтобы не только освоить новую – дизайнера украшений, – но и, как оказалось, найти в ней себя.

- Очень похоже на кузницу, только маленькую, - говорит наш фотограф Света, оглядывая мастерскую Клары. Главное место в небольшой комнате занимает рабочий стол мастера. На нём – множество различных инструментов: молоточки, пилочки, щёточки, флацанки, полировщики и многое другое, – с помощью которых маленькие, тонкие руки Клары превращают кусочки металла и камни в изящные украшения: колечки, подвески, кулоны.

- Это и есть моя кузница, - улыбается хозяйка мастерской. – Точнее, микрокузница. А я чувствую себя микрокузнецом собственного счастья.

Возможно, её руки так же ловко управлялись бы и со скальпелем – школьницей Клара мечтала стать хирургом. Но в силу обстоятельств поехать на учёбу в другой город у неё не получилось.  

– Тогда я поступила на факультет начальных классов в КГПУ им. Циолковского. Закончила 1-ю ступень – бакалавриат. Потом увлеклась литературой и однажды задумалась: почему бы не поучиться на филфаке? Сдала экстерном экзамены за 1-й курс и поступила сразу на 2-й.

После окончания института Клара несколько лет работала на радио, затем – менеджером и заместителем директора в магазине. Были годы работы в Питере, Москве и возвращение в Калугу, в сферу СМИ – уже в качестве пишущего журналиста.

- А потом родилась дочь Марта, и стало понятно, что ненормированный рабочий день репортёра мне не подходит: дочка требовала к себе много внимания. Поэтому пришлось задуматься над выбором новой профессии, которая предполагала более свободный график. Надо сказать, что я всю жизнь стремилась делать что-то руками. Возможно, это наследственное. Мой дед по маминой линии – его звали Николай Георгиевич Прозоровский – был довольно известным в Калуге скульптором. Причём в профессию он пришёл, будучи уже взрослым человеком. И вот как-то моя знакомая, художник и потомственный ювелир, знавшая о моей ситуации, спросила: «Почему бы тебе не попробовать себя в этом?»

- Сначала я только посмеялась над этим предложением, но потом задумалась и пришла к выводу, что оно может быть мне интересно. За плечами у меня художественная школа. Когда-то, живя в Москве, даже занималась резьбой по дереву. Поэтому решила попробовать. Первое, что предприняла, – рейд по ювелирным мастерским Калуги. Я приходила и просила взять меня в ученики. Конечно, это была с моей стороны авантюра чистой воды. Не знаю, с чего я взяла, что люди, которые давно работают в этом направлении, с радостью согласятся передать мне секреты своей профессии. Реагировали на меня по-разному. Где-то сразу говорили, что не нуждаются в учениках, где-то просили перезвонить. Примерно после пятой попытки я поняла, что меня нигде не ждут, и начала «сдуваться». Но мне повезло. В шестой по счёту ювелирной компании ко мне отнеслись с симпатией и перенаправили к мастеру-ювелиру Валерию Голикову. Он оказался не только большим профессионалом, но и замечательным человеком, хорошим учителем. Азам ремесла научил меня именно он. Причём сразу нашёл правильный подход: каких-то специальных упражнений не давал, просто сказал: «Ты должна поставить перед собой задачу, какое украшение хочешь сделать. От этого и пляши».

Первым украшением стал серебряный перстень с лабрадоритом: кельтская цепочка, змея, обрамляющая камень, ухватившая себя за хвост – символ бесконечности, две луны – убывающая и растущая – по обе стороны камня. Сейчас это самое любимое украшение Клары.
- Работала над этим перстнем недели 3-4. Хотя сейчас могла бы сделать дня за три. Поначалу, конечно, ничего не получалось. Мой учитель поступил мудро: не стоял над душой, не указывал на ошибки. Но, если видел, что не всё клеится, приходил на помощь, подсказывал.


Тот самый «Мерлин».

- Период моего ученичества длился пару месяцев, после чего мне сразу пришлось выйти мастером на смену. С тех пор прошло три года, но я продолжаю считать себя дилетантом в этой профессии. Постоянно занимаюсь самообразованием: смотрю ролики в Интернете, читаю специальные книги. С другой стороны, может быть, благодаря тому, что меня специально никто не учил этому ремеслу и я не знала, как надо делать те или иные вещи, приходилось что-то изобретать самой. Кстати, все свои находки и открытия я обязательно записываю, иначе забываются.

Будущие серьги-пины «Рыбки кои». Слово «кои» переводится с японского как «карп». Карп кои является олицетворением спокойствия, мудрости, верности, любви и счастья, а также символом мужества и храбрости. Кроме того, считается, что карп привлекает богатство.

Листаю альбом с фотографиями авторских работ Клары. Они не просто красивы – есть в этих украшениях что-то сказочное. Кстати, их обладатели часто так и пишут потом Кларе: «Спасибо за то, что подарили волшебство!»


Эту подвеску в виде феи мастер назвала «Хрупкость волшебства». Изделие выполнено из золота и серебра, крыльями стали опалы, а в руках фея держит маленький бриллиант.

Ещё одна особенность этих украшений – у каждого имеется собственное название.

- Я всегда даю названия своим украшениям. Возможно, это последствия моего филологического образования и журналистской деятельности. Люди очень любят сказку и хотят носить её частичку на себе. Поэтому у каждого украшения есть не только название, но и небольшое описание, собственная история.


Одна из недавних работ Клары – подвеска «Городская Чайка»: серебряная оправа в виде домиков обрамляет камень флюорит.

- Как придумываются украшения?

- По-разному. Часто идею подсказывают сами камни. Подруга привозит мне их из Индии. Бывает, заказчику понравился камень, но он не знает, какое конкретно украшение хочет. Иногда идея может вынашиваться достаточно долго. А бывает, что я будто «горю», и на изготовление изделия уходит всего несколько дней. Но я берусь не за любые заказы и даже не с любыми людьми готова сотрудничать. Мне надо почувствовать в человеке союзника, чтобы мы с ним были на одной волне. Тогда и мне будет интересно делать эту работу, и заказчик в итоге останется доволен.


Этот перстень получил название «Королевская лилия».

Конечно, есть у профессии дизайнера украшений и обратная сторона. Это достаточно кропотливая и монотонная работа, во время которой устают спина, шея и даже можно получить травму. Некоторые вещи –  например, согнуть шинку кольца, вытянуть проволоку – требуют определённых физических усилий.

А ещё нужно всегда тщательно продумывать рабочий график – обычно он рваный – и заниматься далёкой от творчества работой с документами. И всё-таки для Клары это вторично. Главное – крылья за спиной, которые она чувствует, несмотря на усталость.

- Для меня моя работа – это всегда встреча с прекрасным. Музы и феи сотрудничают со мной, а я чувствую себя Демиургом (смеётся). И пусть это моя игра, но мне она нравится, и для меня это всё очень серьёзно.

- В будущем я вижу себя именно в этой профессии. Надеюсь, мой материальный уровень станет выше. Это позволит мне чувствовать большую свободу, в том числе для развития мастерства, потому что в этой профессии существует масса технологий, инструментов, которые мне пока не по карману. В то же время есть много идей, которые невозможно реализовать теми методами и способами, которыми я владею сейчас. Конечно, хотелось бы закончить специальные курсы где-нибудь за рубежом. Очень хочу путешествовать, встречаться с новыми людьми, посещать интересные места, потому что всё это служит для художников источником вдохновения. Хочу найти свой действительно узнаваемый стиль. И, конечно, я буду счастлива, зная, что люди продолжают считать меня человеком, который реализует какие-то небольшие их мечты, а те маленькие предметы, которые выходят из-под моих рук, приносят кому-то пользу и радость.  


Эта «улыбающаяся» подвеска сделана из серебра и горного хрусталя и называется «Витамин D». Резьба по камню выполнена индийским мастером.

- Что ты посоветуешь людям, которые, возможно, находятся в состоянии, когда и хочется что-то изменить в своей жизни, и в то же время боязно? Как понять, что шаг к переменам действительно нужен?

- Универсальных рецептов нет, всё очень индивидуально. Во-первых, не нужно менять что-то в жизни резко. Одной ногой надо всегда стоять на твёрдой опоре: всё продумать, просчитать, прикрыть тылы. Тогда будет некая уверенность в своих силах. Действовать очертя голову, наверное, можно и нужно, будучи юными, но для людей среднего возраста, у которых уже есть семейные, родительские обязательства, я такой совет не дам.

Во-вторых, надо понимать, что рецепт любого успеха – это труд, труд и ещё раз труд. Всё сразу может не получиться. Не исключено, что будут потери и что в итоге перемены могут привести к разбитому корыту. Но не исключено также и то, что вы получите любимую работу. Если трудности не пугают, если крылья за спиной по-прежнему чувствуются, значит, этот шаг навстречу новому нужно сделать.

Фото Светланы ТАРАСОВОЙ и из личного архива Клары Прозоровской.

Опубликовано: 28.10.2015 16:03 39 14035
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев