26% россиян боятся говорить социологам правду о своём мнении

А 17% врут о своем настоящем мнении даже в семье.
22.01.2016, 14:56
6 4757

В пятницу, 2 января, «Левада-центр» опубликовал данные своего социального исследования о том, как и почему россияне врут во время социальных исследований.

Как выяснилось, выражать собственное мнение «по поводу текущих дел в стране» в соцопросах боятся 26% опрошенных центром. Почти половина респондентов уверены, что большинство наших сограждан неохотно высказывают свои взгляды, так как опасаются негативных последствий для себя. Такого мнения придерживаются 56% опрошенных.

Еще 20% считают, что «правда им самим неприятна», а 9% уверены, что люди лгут о своем мнении соцработникам, потому что опасаются неодобрения человека, который его спрашивает. 

Помимо тех 26%, кто боится выражать свое собственное мнение по поводу текущих дел в стране в социологических опросах, 23% боятся делать это в кругуколлег, а 17% врут о своем настоящем мнении даже в семье, говорят в «Левада-Центре».

Вместе с тем там поясняют, что данный опрос не ставит под сомнение реальность рейтингов Президента России.

- Ошибочно полагать, что рейтинг президента можно узнать, вычтя из официальных данных 26% тех, кто опасается выражать свое мнение социологам,— поясняет «Коммерсанту» заместитель директора «Левада-центра» Алексей ГРАЖДАНКИН. -  Иногда люди в соцопросах высказываются более лояльно к власти, чем относятся к ней на самом деле, но в реальности смещение оценок происходит плюс-минус на 5%. Путина поддерживает молчаливое большинство, которое в обсуждениях в социальных сетях или среди коллег менее активно, чем оппоненты власти.

 - Проблема социально одобряемых ответов существует не первый год, - говорит политтехнолог Константин КАЛАЧЕВ. - Это называется спираль молчания. Люди идут за большинством, боятся выделиться, суеверно предпочитают не будить лихо и отвечают заготовленными позитивными мантрами. Более точные результаты дают качественные исследования (фокус-группы, экспертные интервью). Насколько же сильно социально одобряемые ответы в количественных исследованиях искажают картинку и как с этим бороться — вопрос. Например, один и тот же человек может на вопрос “»Как Путин справился с проблемой падения рубля?» ответить «Плохо» и сказать «Да» на вопрос «Одобряете ли вы его деятельность на посту президента?». Или одновременно ответить утвердительно на вопросы «Вы за дружбу народов?» и «Вы согласны с тем, что Россия — для русских?». Многое зависит от формулировок.

Опрос проводился 20–23 ноября 2015 года среди 1600 человек в 48 регионах страны.

Источник: «Коммерсант» 
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

 


Новости по тегу
Лента настроения
4 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 6 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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