Интервью с Алексеем Шигаповым: как будет работать платная парковка в центре Калуги

Опубликовано: 11.03.2014 17:45 152 11971
Интервью с Алексеем Шигаповым: как будет работать платная парковка в центре Калуги
Уже 15 мая в Калуге начнут внедрять платную парковку на улице Кирова. Многие горожане заранее восприняли новшество в штыки. Однако, по мнению разработчиков концепции, данная программа – единственная возможность избавить калужан от пробок в центре. Во сколько обойдется автомобилистам один парковочный час? Как будет оплачиваться парковка? Не превратятся ли в «халявные» стоянки дворы домов, прилегающих к улице Кирова? Эти и другие вопросы мы задали одному из разработчиков проекта – директору МБУ «Специализированное монтажно-эксплуатационное управление» Алексею ШИГАПОВУ.

Зеленый свет платной парковке

- Как возникла идея организации платных парковок на улице Кирова? Действительно ли, она станет более свободной для проезда с внедрением новшества?

- Калуга занимает третье место по количеству автомобилей на душу населения. Многие города одновременно столкнулись с такой проблемой: уровень жизни поднялся и, как следствие, автомобиль, особенно подержанный, стал очень доступен. Улицы города за этим не успевают. Данная проблема актуальна как для Москвы, так и для небольших городов. Есть определенные технические средства организации дорожного движения: светофоры, дорожные знаки, разметка и т.д. Однако только с их помощью сейчас уже невозможно нормально организовать движение транспорта на улицах с большой запаркованностью. Когда машин на улице много, а улицы узкие, никакие «зеленые волны» уже не помогут. Поэтому без введения платной парковки нам эту проблему не решить.

Это основная цель, но не единственная. Что сейчас происходит? Менеджер, продавец или сотрудник банка, турфирмы приезжает утром на работу, оставляет машину и занимает наше с вами общее парковочное место на весь рабочий день. Это не совсем правильно: данное место должно быть доступно всем. Но, поскольку оно занято, всем остальным приходится парковаться на пешеходном переходе или тротуаре. Если вы проедете по городу, то увидите, что на одних и тех же местах весь день стоят одни и те же машины.

Второй момент. Возле многих торговых центров есть общедоступные подземные и открытые парковки. Но, если вы туда заедете, то увидите, что практически все они полупустые. А все потому, что у людей вот такой менталитет: проще заехать на тротуар, бросить машину возле входа, тем самым ограничив движение другому транспорту. И получается, что уже через 10 минут из-за вот такой машины, припаркованной как бы ненадолго, образуется хвост автомобилей на два перекрестка.

Появление платных парковок будет способствовать тому, что люди все-таки начнут парковать свои автомобили на бесплатных стоянках при торговых центрах. Конечно, на сегодняшний день их явно недостаточно, но нам нужно вынудить автомобилистов пользоваться хотя бы теми паркингами, которые уже существуют.

Но самое главное: с помощью платной парковки мы получаем инструмент муниципального контроля. На сегодняшний день город, как ни старается, не может проконтролировать ситуацию, которая происходит на улицах. Эти функции имеются только у сотрудников ГИБДД, которая является федеральной структурой.

Вводя платные парковки, мы отдаем эти места в введение казенного муниципального учреждения. Какие плюсы мы от этого получим? Во-первых, у нас появится муниципальная структура, на которую сможет влиять исполнительная и законодательная власть города. То есть она будет подконтрольна. Во-вторых, весь доход напрямую будет направляться в бюджет.  

Впереди планеты всей

- Калуга станет первым региональным городом, где такой проект будет реализован?

- Аналогичный проект только-только начали внедрять в Сочи. Больше пока нигде, но все хотят, потому что проблемы у всех общие: улицы узкие, а машин много.



Час парковки на Кирова обойдется в 35 рублей.
 
- Сколько времени заняла подготовительная работа?

- Примерно три месяца. И этот этап еще не завершен. По плану, он продлится до 15 мая. До этого времени будем заниматься правовыми вопросами: пропишем правила парковки, внесем изменения в областной закон «Об административных правонарушениях», познакомим с нововведениями калужан, определим места установки специальных знаков и паркоматов. С мая по август будет проходить этап внедрения технических средств парковки. Собираемся установить порядка 40 паркоматов. Пару месяцев после введения платной парковки мы берем на то, чтобы объяснить людям, что к чему, но при этом не пользоваться какими-то жесткими методами. Могу успокоить: никто сразу не станет принимать решение выписывать штрафы пачками. Поначалу даже будет, наверное, какое-то время платежной «амнистии». Наказывать станем только за грубые нарушения.

Почем парковка?

- Час парковки будет стоить 35 рублей. Есть предложения сделать стоимость выше. Но мы считаем, что наша основная цель – организовать дорожное движение, а не получить прибыль. Способов оплаты мы предлагаем несколько, все они безналичные. Использовать наличные не хотим хотя бы из тех соображений, чтобы вандалы не испытывали интерес к паркоматам и не разбивали их. А также для того, чтобы не организовывать кассовое обслуживание, поскольку оно достаточно дорогое.

Внести плату за парковку можно будет через паркомат, который будет находиться на тротуаре рядом с парковочным местом, посредством банковской или Единой парковочной карты. Создавать ее будем, скорее всего, на основе Единой транспортной карты ЕДС. Думаем также над введением разовых парковочных карт. Но пока не знаем, насколько востребованными они окажутся.

Парковку также можно будет оплатить с помощью SMS. Для этого в течение 15 минут после остановки нужно отправить сообщение с номером своего автомобиля на определенный короткий номер. С этого момента и начнется отсчет времени.

- То есть 15 минут можно будет стоять бесплатно?

- 15 минут дается либо на то, чтобы бесплатно стоять и затем уехать, либо для того, чтобы оплатить парковку.

Также произвести оплату можно будет с помощью специального мобильного приложения для сотового телефона, смартфона и планшетного компьютера. Кроме этого, планируется предусмотреть возможность внесения платы за стоянку с помощью платежных терминалов, например QIWI. Но здесь уже придется платить процент за пользование услугой.

Отмечу: парковка будет круглосуточной, но плату за нее планируется взимать только днем: с 8 утра до 9 вечера. Плюс-минус час.

- Может быть такая ситуация: я заказала себе час парковки, а простояла полтора или два? Как это можно отследить?

- Легко! По улице будет курсировать три автомобиля с «Парконами», у которых маршрут построен таким образом, чтобы они раз в 15 минут пересекали одно и то же место. И если машину зафиксировали в неоплаченный промежуток времени, то ее владельца оштрафуют. В каком размере, пока не могу сказать. Будем обсуждать этот вопрос с депутатами. В Москве денежное взыскание составляет две тысячи рублей.

- Может ли получится так, что автомобилисты, чтобы не платить штраф за просроченную парковку, попытаются «договариваться» с контролерами на месте?

- Во-первых, как я уже сказал, контроль будет осуществляться с помощью автомобиля, на котором установлен «Паркон». Машина оборудована GPS-датчиком. То есть мы всегда сможем отследить маршрут, по которому она будет ездить в течение дня.

Что касается пеших контролеров, то такие ситуации, наверное, не исключены. Но эти люди также обязаны отчитываться. У каждого из них при себе будут мобильные устройства видеофиксации, работающие непрерывно, информация с которых ежедневно будет предоставляться в центр обработки данных и анализироваться.

О плюсах…

- Какие мы предлагаем плюсы? Во-первых, повышаем доступность парковочных мест для большого количества людей. Проект имеет такую схему, что мы организовываем законные места для стоянки даже там, где сейчас их нет. Посмотрите: у нас сейчас вся площадь Театральная заставлена машинами. И они стоят в нарушение правил. А мы сделаем так, чтобы можно было выехать и заехать беспрепятственно, а также контролировать этот процесс.

Кроме того, парковки расположатся под таким углом, чтобы две полосы всегда оставались свободными для движения. За этим будут следить работники нашего муниципального предприятия.

Еще один момент. У нас есть программа «Безопасный город», в рамках которой улицы оснащают камерами видеонаблюдения. Принято решение о том, чтобы запустить эту программу на нашем проекте по парковкам. Таким образом, мы предоставляем людям некие гарантии. Например, они могут быть уверены, что если платят за парковку, то в это время их автомобиль находится под видеонаблюдением. Нести ответственность за сохранность машины мы не будем, потому что это не платная охраняемая стоянка. Но, в случае необходимости, благодаря присутствию видеокамер, можно будет идентифицировать злоумышленника, который каким-то образом повредил транспортное средство, и затем привлечь его к ответственности.



На улице Марата также нельзя будет стоять бесплатно.

Отмечу, что мы старались включить в проект только те улицы, на которых находятся административные здания, торгово-развлекательные центры. Проводили по этим улицам анализ, как в дневное, так и в ночное время. Выяснили, что ночью там паркуется всего около 40 машин, днем – более 900.

Платные парковочные места будут организованы на улице Кирова, сквере Мира, площади Победы и Театральной, а также на улице Ленина на участке от Кирова до Суворова. На улице Плеханова временные стоянки появятся на участке от Дзержинского до Суворова. На Рылеева – на участке от Достоевского до Суворова. На улице Марата это будет участок от улицы Кирова до Достоевского, на Герцена – участок от Кирова до Суворова. Всего планируется организовать более 800 парковочных мест.

… и о минусах

- Многие калужане, особенно те, кто живет в центре города, всерьез опасаются, что с введением платных парковок их дворы превратятся в бесплатные стоянки. Не случится ли так, что решив одну проблему, мы обретем другую головную боль?

- Все дворы и так уже заставлены. Пример: дома возле ТРЦ «Европейский». Там невозможно припарковаться. Забито все! Тем не менее, мы понимаем, что это слабое место и что проблема возможна. Ее можно решить, установив на въезде во двор шлагбаум. Когда депутаты озаботились данной проблемой, то было принято решение, что установку шлагбаумов можно произвести за счет городской целевой программы «Благоустройство дворовых территорий». Для этого жителям нужно обратиться к своему народному избраннику. Конечно, есть проездные дворы, где шлагбаум установить невозможно. Но, на самом деле, их не так много. И совсем не факт, что там будут парковаться. Будем решать проблемы по мере их поступления.

- А как быть с теми калужанами, которые живут на Кирова и паркуют по разным причинам свои автомобили не во дворе, а вдоль улицы?

- Мы предусмотрели и это. Автовладельцы, проживающие в зоне парковки, получат специальные разрешения – абонементы, действующие в этой зоне. Совсем бесплатными они не будут. Предположительно, стоимость разрешения составит две тысячи рублей в год, то есть порядка 170 рублей в месяц. Я думаю, это небольшая плата за круглосуточную парковку. Зато в обмен вы получаете возможность нахождения машины под камерами видеонаблюдения.

Абонементы будут выписываться на конкретное транспортное средство из расчета: одно разрешение на одну квартиру.

- А если в семье две машины?

- Этот момент мы еще будем изучать на заседаниях рабочей группы. Можно, конечно, ввести разрешения из расчета: одно на каждое транспортное средство. Но тут может быть элемент коррупции: в квартире регистрируются несколько человек, всем раздаются эти разрешения, в итоге снова получаем всю запаркованную Кирова. Только все с разрешениями, купленными у какой-нибудь тети Маши.

Ближе к народу

- Если я правильно понимаю, к маю в Калуге появится отдельная структура, которая будет заниматься данной работой? Известно, сколько специалистов будут трудиться в ее штате?

 - У нас будет три автомобиля. На каждом – по два экипажа, чтобы они могли работать, в том числе и в выходные. Плюс пять-шесть мобильных инспекторов, которые будут заниматься мобильной фиксацией.

Обязательно организуем работу call-центра, поскольку мы ожидаем много вопросов. Наверняка, поначалу будут и накладки: где-то платеж не прошел или SMS.

И, конечно, будет штат для администрирования работы предприятия в целом.

Вообще, мировая практика платного парковочного пространства развивается двумя путями: закрытая информация и открытая. Закрытая используется, например, в Лондоне. То есть там ноль информации о парковке, хотя все знают, что она везде платная, а штрафы за нарушение бешеные. И мотивация у людей такая: я лучше никуда не поеду, потому что, даже если я все знаю, то все равно где-нибудь попадусь и меня оштрафуют.

Мы идем по другому пути – полностью открытому. По нему идет, например, Москва. Везде есть информация, масса вариантов оплаты, call-центры, то есть максимально упрощенная система для людей.

10 лет спустя

- Вы примерно знаете, когда получите эффект от реализации данного проекта?

- Во-первых, подчеркну: других вариантов решения проблемы на данный момент нет! Либо мы каждый год получаем ситуацию в усугубленном виде, либо нормально организовываем реализацию проекта.

К середине осени, я считаю, эффект должен быть. Тем более, что потом начнется зима, выпадет снег, который затруднит движение еще больше.



Ситуация на дорогах в центре должна улучшиться уже к осени.
 
- Если этот опыт окажется положительным, планируете распространять его на другие улицы города?

- Да! И, в первую очередь, речь будет идти об улицах Достоевского и Дзержинского, которые сейчас сильно запаркованы и на которых находится большое количество торговых и офисных помещений. А также имеем в виду улицу Суворова. Но о второй очереди говорить еще рано. Надо сначала с первой определиться. Сразу охватить многое очень сложно.

- Как вы думаете, через пять лет, когда автомобилей на улице станет еще больше, эти методы организации дорожного движения будут актуальны?

- Спрогнозировать сложно. Возможно, в будущем появятся и другие методы. Все идет к тому, что человек, который покупает автомобиль, должен на уровне подсознания понимать: нужно быть готовым платить не только за машину, бензин, но еще и за ту инфраструктуру, которая нужна автомобилю: за парковочное место на улице, во дворе или за гараж. Во всем цивилизованном мире уже давно так. Человек, покупая транспортное средство, понимает, что несет социальное обременение, с ним связанное.

Мы постепенно дойдем до этого. И платные парковки – это первый этап. Нужно понимать: если ты едешь на автомобиле и тебе комфортно, не доставляй дискомфорта своим транспортом другим.

Я думаю, лет через десять в нашем менталитете это уже будет присутствовать. Инфраструктура тоже будет подтягиваться. Другого выхода нет.

Фото: Любовь КОРШУНОВА.
Опубликовано: 11.03.2014 17:45 152 11971
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев