КСОДД: анализ пассажирских перевозок

Результаты исследования пассажиро- и грузопотоков

В рамках выполнения работы по анализу маршрутной сети г. Калуги в частности было проведено обследование пассажиропотоков. С целью выполнения данного обследования и с учетом существующего состояния системы пассажирского транспорта, а также согласно «Методологическим рекомендациям по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан)» был выбран табличный метод, обеспечивающий на этапе статистической обработки полученных первичных данных из расчета достоверности результата оценки пассажиропотока по каждому маршруту не ниже 95%.

Данный метод обследования основан на учете перевозимых пассажиров специальными учетчиками, находящимися на остановочных пунктах по всем маршрутам следования транспортных средств. Учет пассажиров производится в специальных таблицах путем фиксации времени прибытия (отбытия) ТС на (от) остановочный пункт, количество входящих в ТС и выходящих из него.

Обследование проводилось в утренние и вечерние пиковые часы – это интервалы с 6:00 до 11:00 и с 17:00 до 20:00.

Обследование пассажиропотока проводилось на всех маршрутах общественного транспорта, в течение двух будних (рабочий день), и одного выходного дня.

Технология проведения обследования пассажиропотоков табличным методом предусматривает нахождение не менее чем одного учетчика на остановочном пункте.

Каждому из учетчиков были розданы бланки обследования маршрута, в которых указывается номер маршрута, количество выходящих и входящих пассажиров, время прибытия и отбытия автобуса. Информация, содержащаяся в бланках, является основой для получения данных отчетных форм.

Данные полученные в ходе обследования представлены в приложение Н.

Далее данные, полученные в ходе обследования, подвергались анализу и выявлению количества замеренных в ходе обследования рейсов. На основе замеренного количества рейсов и их сравнения с общим количеством рейсов, совершаемых на маршруте в период конкретного замера, рассчитывался добавочный коэффициент с целью приведения пассажиропотока к суточным показателям. Так суточные показатели представляют из себя произведение данных пассажиропотоков, полученных в ходе обследования и выведенного коэффициента.

Полученные суточные показатели были агрегированы в итоговые таблицы для каждого конкретного дня замеров.

В таблице 27 представлен рассчитанный суточный пассажиропоток на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в весенний период (апрель 2018 года).

Пометка Л в скобках в таблицах ниже означает льготный маршрут – прим. ред.

Таблица 27 – Рассчитанный суточный пассажиропоток на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в весенний период.

№маршрута

Общее количество перевезенных пассажиров (рабочий день), чел

Общее количество перевезенных пассажиров (выходной день), чел

1 (л)

1841

1320

2 (л)

1723

1241

3 (л)

8432

-

5

2063

1414

6

2654

1890

8 (л)

2628

1893

9 (л)

1749

1260

10 (л)

1980

1427

12 (л)

433

299

17 (л)

621

447

18 (л)

7114

5072

В таблице 28 представлен рассчитанный суточный пассажиропоток на городских автобусных маршрутах г. Калуги в весенний период.

Таблица 28 – Рассчитанный суточный пассажиропоток на городских автобусных маршрутах г. Калуги в весенний период

№маршрута

Общее количество перевезенных пассажиров (рабочий день), чел

Общее количество перевезенных пассажиров (выходной день), чел

1

3404

2391

2

3928

2841

3

2105

570

4

8739

6002

8 (с)

5438

3933

8 (м)

1786

1292

9

10965

7932

10

6295

4553

12

3168

2247

17

6492

4696

18

340

246

20 (л)

423

284

20

1120

774

21 (л)

397

287

22 (л)

549

397

22

7913

4802

23 (л)

885

640

23

1432

909

24 (л)

781

565

25 (л)

549

311

25

2043

1477

26 (м)

7661

4358

26 (с)

1127

632

27 (л)

545

394

27

1159

838

28

629

403

29 (л)

1171

624

29

6955

4621

30 (л)

533

386

31

6508

4708

32

605

437

33 (л)

446

321

33

1275

922

36

285

177

37 (л)

657

475

41 (л)

561

281

41

15692

10989

42 (л)

539

390

43

14867

10754

44

11170

6404

45

2237

1118

50

636

460

61

13026

9422

63

3603

2584

64 (л)

197

143

66

2573

1861

69 (л)

258

172

69

593

429

71 (л)

254

184

71

5625

3905

72

272

178

73

14746

10401

74 (л)

272

103

75

4157

3007

76

1825

1320

77 (м)

5142

3086

77

6732

4039

80

16167

10025

81

4067

2942

82 (л)

602

435

83

2862

2070

85

514

184

86

321

229

90

1263

899

91 (л)

433

230

92

539

390

93

742

136

95

7064

5001

97 (л)

178

129

97 (с)

7097

5133

97 (м)

4094

2961

98

911

659

99

481

348

На рисунке 11 представлено распределение пассажиропотока на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в весенний период.

Рисунок 11 – Распределение пассажиропотока  на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в весенний период

На рисунках12 и 13 представлено распределение пассажиропотока на городских автобусных маршрутах г. Калуги в весенний период.

Рисунки 12,13 – Распределение пассажиропотока на городских автобусных маршрутах г. Калуги в весенний период

 

В таблице 29 представлен рассчитанный суточный пассажиропоток на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в осенний период (октябрь 2018 года).

Таблица 29 – Рассчитанный суточный пассажиропоток на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в осенний период

№маршрута

Общее количество перевезенных пассажиров (рабочий день), чел

Общее количество перевезенных пассажиров (выходной день), чел

1 (л)

2177

1253

2 (л)

1882

1328

3 (л)

8262

6070

5

1927

1614

6

2734

2009

8 (л)

3049

1780

9 (л)

1736

1275

10 (л)

1990

1508

12 (л)

383

297

17 (л)

609

426

18 (л)

7319

4869

 

В таблице 30 представлен рассчитанный суточный пассажиропоток на городских автобусных маршрутах г. Калуги в осенний период.

Таблица 30 – Рассчитанный суточный пассажиропоток на городских автобусных маршрутах г. Калуги в осенний период

№маршрута

Общее количество перевезенных пассажиров (рабочий день), чел

Общее количество перевезенных пассажиров (выходной день), чел

1

3947

2515

2

4498

2944

3

2165

1641

4

9041

5943

8 (с)

5214

3698

8 (м)

1838

1295

9

11199

7905

10

6305

4281

12

3253

2154

17

6782

4787

18

452

231

20 (л)

500

300

20

1429

762

21 (л)

426

279

22 (л)

546

410

22

7547

5380

23 (л)

838

549

23

1422

974

24 (л)

722

472

25 (л)

573

375

25

2419

1389

26 (м)

6165

4576

26 (с)

1714

766

27 (л)

564

371

27

1066

698

28

601

393

29 (л)

1220

796

29

7029

4866

30 (л)

540

397

31

10969

4425

32

853

580

33 (л)

488

343

33

1308

923

36

255

193

37 (л)

632

438

41 (л)

549

400

41

18088

10671

42 (л)

595

446

43

14571

10110

44

10169

7596

45

2935

1921

50

667

500

61

16809

8858

63

3700

2450

64 (л)

194

127

66

2921

1750

69 (л)

254

169

69

569

423

71 (л)

265

166

71

6520

3825

72

283

202

73

14862

10027

74 (л)

246

148

75

4466

2827

76

2196

1241

77 (м)

5961

3497

77

6164

4671

80

15900

10994

81

3873

2766

82 (л)

578

378

83

2905

1946

85

338

251

86

347

238

90

1310

1025

91 (л)

223

167

92

1162

768

93

699

530

95

9399

4804

97 (л)

220

144

97 (с)

7758

5759

97 (м)

4418

3296

98

807

599

99

369

253

 

На рисунке 14 представлено распределение пассажиропотока на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в осенний период.

Рисунок 14 – Распределение пассажиропотока
на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в осенний период

 

На рисунках 15 и 16 представлено распределение пассажиропотока на городских автобусных маршрутах г. Калуги в осенний период.

 

Рисунки 15, 16 – Распределение пассажиропотока на городских автобусных маршрутах г. Калуги в осенний период

 

На рисунке 17 представлена картограмма пассажиропотоков маршрутной сети общественного транспорта города Калуги.

Рисунок 17 –Картограмма пассажиропотоков маршрутной сети общественного транспорта города Калуги

 

Проанализировав полученные данные по распределению пассажиропотоков, можно сделать ряд выводов:

– наиболее мощными троллейбусными маршрутами города являются маршруты 3 (л) и 18 (л), как в будние, так и в выходные дни, в равной степени в весенний и осенний периоды;

– наиболее мощными автобусными маршрутами города являются маршруты 41, 43, 61, 73, 80, при этом отмечается значительное увеличение пассажиропотока в будние дни (с 13026 пассажиров в сутки до 16809) на маршруте 61 в осенний период по сравнению с весенним;

– на всех маршрутах общественного транспорта пассажиропоток в будний день превышает показатели выходного дня;

– как на троллейбусных, так и на автобусных маршрутах в целом наблюдается увеличение пассажиропотока в осенний период по сравнению с весенним, в особенности разница заметна в выходные дни;

– средний пассажиропоток на троллейбусных маршрутах составляет 2880 пассажиров в сутки в будний день и 1759 в выходной. Пассажиропоток на маршруте 12 (л) составляет менее 20% от среднего по маршрутной сети;

– средний пассажиропоток на автобусных маршрутах составляет 3992 пассажира в сутки в будний день и 2617 в выходной. Пассажиропоток на маршрутах 36, 64 (л), 69 (л), 71 (л), 72, 74 (л), 91 (л), 97 (л) составляет менее 10% от среднего по маршрутной сети, при этом стоит обратить внимание на то, что маршрут 72 является дублируемым по отношению к маршрутам 71 и 71 (л), а также совпадает с ними по функциональному назначению.

Ключевой составляющей экономики города Калуги в настоящее время является промышленность. На сегодняшний день в данной отрасли занято более трети трудоспособного населения города.

В промышленном комплексе города осуществляют хозяйственную деятельность более 1,1 тысячи организаций, из которых около 150 крупных и средних предприятий.

Наибольшую долю в промышленном производстве города занимают обрабатывающие производства (95,4%).

Основу промышленности города Калуги составляют предприятия традиционной экономики оборонно-промышленного комплекса, а также инвестиционные компании автомобильной и фармацевтической отраслей.

За период с 2010 года промышленность города Калуги показывает стабильный рост объемов отгруженных товаров, что ведет к росту потоков грузового транспорта.

В рамках КСОДД был проведен анализ грузопотоков на территории города Калуги. Анализ грузопотоков бал проведен на основе пространственного размещения мест их формирования грузов, а также анализа выявленной, на основе проведенных замеров транспортных потоков, интенсивности и состава потока грузовых транспортных средств.

Основные потоки грузового транспорта на территории города Калуги направлены в его промышленные территории.

Среди промышленных территорий города можно выделить три наиболее развитых кластера – это индустриальные парки «Росва», «Калуга-Юг» и технопарк «Грабцево», расположенные на окраинных территориях селитебных зон в его восточной, южной и юго-западной частях.