Результаты исследования пассажиро- и грузопотоков
В рамках выполнения работы по анализу маршрутной сети г. Калуги в частности было проведено обследование пассажиропотоков. С целью выполнения данного обследования и с учетом существующего состояния системы пассажирского транспорта, а также согласно «Методологическим рекомендациям по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан)» был выбран табличный метод, обеспечивающий на этапе статистической обработки полученных первичных данных из расчета достоверности результата оценки пассажиропотока по каждому маршруту не ниже 95%.
Данный метод обследования основан на учете перевозимых пассажиров специальными учетчиками, находящимися на остановочных пунктах по всем маршрутам следования транспортных средств. Учет пассажиров производится в специальных таблицах путем фиксации времени прибытия (отбытия) ТС на (от) остановочный пункт, количество входящих в ТС и выходящих из него.
Обследование проводилось в утренние и вечерние пиковые часы – это интервалы с 6:00 до 11:00 и с 17:00 до 20:00.
Обследование пассажиропотока проводилось на всех маршрутах общественного транспорта, в течение двух будних (рабочий день), и одного выходного дня.
Технология проведения обследования пассажиропотоков табличным методом предусматривает нахождение не менее чем одного учетчика на остановочном пункте.
Каждому из учетчиков были розданы бланки обследования маршрута, в которых указывается номер маршрута, количество выходящих и входящих пассажиров, время прибытия и отбытия автобуса. Информация, содержащаяся в бланках, является основой для получения данных отчетных форм.
Данные полученные в ходе обследования представлены в приложение Н.
Далее данные, полученные в ходе обследования, подвергались анализу и выявлению количества замеренных в ходе обследования рейсов. На основе замеренного количества рейсов и их сравнения с общим количеством рейсов, совершаемых на маршруте в период конкретного замера, рассчитывался добавочный коэффициент с целью приведения пассажиропотока к суточным показателям. Так суточные показатели представляют из себя произведение данных пассажиропотоков, полученных в ходе обследования и выведенного коэффициента.
Полученные суточные показатели были агрегированы в итоговые таблицы для каждого конкретного дня замеров.
В таблице 27 представлен рассчитанный суточный пассажиропоток на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в весенний период (апрель 2018 года).
Пометка Л в скобках в таблицах ниже означает льготный маршрут – прим. ред.
Таблица 27 – Рассчитанный суточный пассажиропоток на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в весенний период.
№маршрута |
Общее количество перевезенных пассажиров (рабочий день), чел |
Общее количество перевезенных пассажиров (выходной день), чел |
1 (л) |
1841 |
1320 |
2 (л) |
1723 |
1241 |
3 (л) |
8432 |
- |
5 |
2063 |
1414 |
6 |
2654 |
1890 |
8 (л) |
2628 |
1893 |
9 (л) |
1749 |
1260 |
10 (л) |
1980 |
1427 |
12 (л) |
433 |
299 |
17 (л) |
621 |
447 |
18 (л) |
7114 |
5072 |
В таблице 28 представлен рассчитанный суточный пассажиропоток на городских автобусных маршрутах г. Калуги в весенний период.
Таблица 28 – Рассчитанный суточный пассажиропоток на городских автобусных маршрутах г. Калуги в весенний период
№маршрута |
Общее количество перевезенных пассажиров (рабочий день), чел |
Общее количество перевезенных пассажиров (выходной день), чел |
1 |
3404 |
2391 |
2 |
3928 |
2841 |
3 |
2105 |
570 |
4 |
8739 |
6002 |
8 (с) |
5438 |
3933 |
8 (м) |
1786 |
1292 |
9 |
10965 |
7932 |
10 |
6295 |
4553 |
12 |
3168 |
2247 |
17 |
6492 |
4696 |
18 |
340 |
246 |
20 (л) |
423 |
284 |
20 |
1120 |
774 |
21 (л) |
397 |
287 |
22 (л) |
549 |
397 |
22 |
7913 |
4802 |
23 (л) |
885 |
640 |
23 |
1432 |
909 |
24 (л) |
781 |
565 |
25 (л) |
549 |
311 |
25 |
2043 |
1477 |
26 (м) |
7661 |
4358 |
26 (с) |
1127 |
632 |
27 (л) |
545 |
394 |
27 |
1159 |
838 |
28 |
629 |
403 |
29 (л) |
1171 |
624 |
29 |
6955 |
4621 |
30 (л) |
533 |
386 |
31 |
6508 |
4708 |
32 |
605 |
437 |
33 (л) |
446 |
321 |
33 |
1275 |
922 |
36 |
285 |
177 |
37 (л) |
657 |
475 |
41 (л) |
561 |
281 |
41 |
15692 |
10989 |
42 (л) |
539 |
390 |
43 |
14867 |
10754 |
44 |
11170 |
6404 |
45 |
2237 |
1118 |
50 |
636 |
460 |
61 |
13026 |
9422 |
63 |
3603 |
2584 |
64 (л) |
197 |
143 |
66 |
2573 |
1861 |
69 (л) |
258 |
172 |
69 |
593 |
429 |
71 (л) |
254 |
184 |
71 |
5625 |
3905 |
72 |
272 |
178 |
73 |
14746 |
10401 |
74 (л) |
272 |
103 |
75 |
4157 |
3007 |
76 |
1825 |
1320 |
77 (м) |
5142 |
3086 |
77 |
6732 |
4039 |
80 |
16167 |
10025 |
81 |
4067 |
2942 |
82 (л) |
602 |
435 |
83 |
2862 |
2070 |
85 |
514 |
184 |
86 |
321 |
229 |
90 |
1263 |
899 |
91 (л) |
433 |
230 |
92 |
539 |
390 |
93 |
742 |
136 |
95 |
7064 |
5001 |
97 (л) |
178 |
129 |
97 (с) |
7097 |
5133 |
97 (м) |
4094 |
2961 |
98 |
911 |
659 |
99 |
481 |
348 |
На рисунке 11 представлено распределение пассажиропотока на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в весенний период.
Рисунок 11 – Распределение пассажиропотока на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в весенний период
На рисунках12 и 13 представлено распределение пассажиропотока на городских автобусных маршрутах г. Калуги в весенний период.
Рисунки 12,13 – Распределение пассажиропотока на городских автобусных маршрутах г. Калуги в весенний период
В таблице 29 представлен рассчитанный суточный пассажиропоток на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в осенний период (октябрь 2018 года).
Таблица 29 – Рассчитанный суточный пассажиропоток на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в осенний период
№маршрута |
Общее количество перевезенных пассажиров (рабочий день), чел |
Общее количество перевезенных пассажиров (выходной день), чел |
1 (л) |
2177 |
1253 |
2 (л) |
1882 |
1328 |
3 (л) |
8262 |
6070 |
5 |
1927 |
1614 |
6 |
2734 |
2009 |
8 (л) |
3049 |
1780 |
9 (л) |
1736 |
1275 |
10 (л) |
1990 |
1508 |
12 (л) |
383 |
297 |
17 (л) |
609 |
426 |
18 (л) |
7319 |
4869 |
В таблице 30 представлен рассчитанный суточный пассажиропоток на городских автобусных маршрутах г. Калуги в осенний период.
Таблица 30 – Рассчитанный суточный пассажиропоток на городских автобусных маршрутах г. Калуги в осенний период
№маршрута |
Общее количество перевезенных пассажиров (рабочий день), чел |
Общее количество перевезенных пассажиров (выходной день), чел |
1 |
3947 |
2515 |
2 |
4498 |
2944 |
3 |
2165 |
1641 |
4 |
9041 |
5943 |
8 (с) |
5214 |
3698 |
8 (м) |
1838 |
1295 |
9 |
11199 |
7905 |
10 |
6305 |
4281 |
12 |
3253 |
2154 |
17 |
6782 |
4787 |
18 |
452 |
231 |
20 (л) |
500 |
300 |
20 |
1429 |
762 |
21 (л) |
426 |
279 |
22 (л) |
546 |
410 |
22 |
7547 |
5380 |
23 (л) |
838 |
549 |
23 |
1422 |
974 |
24 (л) |
722 |
472 |
25 (л) |
573 |
375 |
25 |
2419 |
1389 |
26 (м) |
6165 |
4576 |
26 (с) |
1714 |
766 |
27 (л) |
564 |
371 |
27 |
1066 |
698 |
28 |
601 |
393 |
29 (л) |
1220 |
796 |
29 |
7029 |
4866 |
30 (л) |
540 |
397 |
31 |
10969 |
4425 |
32 |
853 |
580 |
33 (л) |
488 |
343 |
33 |
1308 |
923 |
36 |
255 |
193 |
37 (л) |
632 |
438 |
41 (л) |
549 |
400 |
41 |
18088 |
10671 |
42 (л) |
595 |
446 |
43 |
14571 |
10110 |
44 |
10169 |
7596 |
45 |
2935 |
1921 |
50 |
667 |
500 |
61 |
16809 |
8858 |
63 |
3700 |
2450 |
64 (л) |
194 |
127 |
66 |
2921 |
1750 |
69 (л) |
254 |
169 |
69 |
569 |
423 |
71 (л) |
265 |
166 |
71 |
6520 |
3825 |
72 |
283 |
202 |
73 |
14862 |
10027 |
74 (л) |
246 |
148 |
75 |
4466 |
2827 |
76 |
2196 |
1241 |
77 (м) |
5961 |
3497 |
77 |
6164 |
4671 |
80 |
15900 |
10994 |
81 |
3873 |
2766 |
82 (л) |
578 |
378 |
83 |
2905 |
1946 |
85 |
338 |
251 |
86 |
347 |
238 |
90 |
1310 |
1025 |
91 (л) |
223 |
167 |
92 |
1162 |
768 |
93 |
699 |
530 |
95 |
9399 |
4804 |
97 (л) |
220 |
144 |
97 (с) |
7758 |
5759 |
97 (м) |
4418 |
3296 |
98 |
807 |
599 |
99 |
369 |
253 |
На рисунке 14 представлено распределение пассажиропотока на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в осенний период.
Рисунок 14 – Распределение пассажиропотока
на городских троллейбусных маршрутах г. Калуги в осенний период
На рисунках 15 и 16 представлено распределение пассажиропотока на городских автобусных маршрутах г. Калуги в осенний период.
Рисунки 15, 16 – Распределение пассажиропотока на городских автобусных маршрутах г. Калуги в осенний период
На рисунке 17 представлена картограмма пассажиропотоков маршрутной сети общественного транспорта города Калуги.
Рисунок 17 –Картограмма пассажиропотоков маршрутной сети общественного транспорта города Калуги
Проанализировав полученные данные по распределению пассажиропотоков, можно сделать ряд выводов:
– наиболее мощными троллейбусными маршрутами города являются маршруты 3 (л) и 18 (л), как в будние, так и в выходные дни, в равной степени в весенний и осенний периоды;
– наиболее мощными автобусными маршрутами города являются маршруты 41, 43, 61, 73, 80, при этом отмечается значительное увеличение пассажиропотока в будние дни (с 13026 пассажиров в сутки до 16809) на маршруте 61 в осенний период по сравнению с весенним;
– на всех маршрутах общественного транспорта пассажиропоток в будний день превышает показатели выходного дня;
– как на троллейбусных, так и на автобусных маршрутах в целом наблюдается увеличение пассажиропотока в осенний период по сравнению с весенним, в особенности разница заметна в выходные дни;
– средний пассажиропоток на троллейбусных маршрутах составляет 2880 пассажиров в сутки в будний день и 1759 в выходной. Пассажиропоток на маршруте 12 (л) составляет менее 20% от среднего по маршрутной сети;
– средний пассажиропоток на автобусных маршрутах составляет 3992 пассажира в сутки в будний день и 2617 в выходной. Пассажиропоток на маршрутах 36, 64 (л), 69 (л), 71 (л), 72, 74 (л), 91 (л), 97 (л) составляет менее 10% от среднего по маршрутной сети, при этом стоит обратить внимание на то, что маршрут 72 является дублируемым по отношению к маршрутам 71 и 71 (л), а также совпадает с ними по функциональному назначению.
Ключевой составляющей экономики города Калуги в настоящее время является промышленность. На сегодняшний день в данной отрасли занято более трети трудоспособного населения города.
В промышленном комплексе города осуществляют хозяйственную деятельность более 1,1 тысячи организаций, из которых около 150 крупных и средних предприятий.
Наибольшую долю в промышленном производстве города занимают обрабатывающие производства (95,4%).
Основу промышленности города Калуги составляют предприятия традиционной экономики оборонно-промышленного комплекса, а также инвестиционные компании автомобильной и фармацевтической отраслей.
За период с 2010 года промышленность города Калуги показывает стабильный рост объемов отгруженных товаров, что ведет к росту потоков грузового транспорта.
В рамках КСОДД был проведен анализ грузопотоков на территории города Калуги. Анализ грузопотоков бал проведен на основе пространственного размещения мест их формирования грузов, а также анализа выявленной, на основе проведенных замеров транспортных потоков, интенсивности и состава потока грузовых транспортных средств.
Основные потоки грузового транспорта на территории города Калуги направлены в его промышленные территории.
Среди промышленных территорий города можно выделить три наиболее развитых кластера – это индустриальные парки «Росва», «Калуга-Юг» и технопарк «Грабцево», расположенные на окраинных территориях селитебных зон в его восточной, южной и юго-западной частях.