О гастротуре, но не о еде

В чём наш театр превзошёл своего рязанского брата-близнеца, и почему калужских евреев нельзя сравнивать с казанскими.
13:07 14.11.2018
0 848
Владимир ИВКИН. Фото автора и из архива театра Dream.
Читайте KP40.RU:

В чём наш театр превзошёл своего рязанского брата-близнеца, и почему калужских евреев нельзя сравнивать с казанскими.

Совсем недавно мы вернулись из очередного мини-­путешествия по России. Были в Краснодаре и Адыгее. Вый­дя на работу полным впечатлений, решил было написать статью об этой поездке, но, послушав разговоры коллег и знакомых да почитав новостную ленту www.kp40.ru, отложил затею на потом.

Всё потому, что, как оказалось, этой осенью на первый план вышла театральная тема. А мы, всякий раз планируя поездку куда-нибудь, обязательно стараемся посетить местный театр. В итоге за несколько лет путешествий у нас, можно сказать, получился этакий гастрольный тур наоборот, когда не театр приезжает к зрителю, а зритель к театру.
В общем, лучшего момента осуществить свою старую задумку — сравнить Калужскую драму с другими — и не придумаешь.

Посудите сами: в этом году две калужские постановки попали в шорт-лист премии «Золотая маска», а многие местные театралы уверенно заявляют, что нынешний сезон в драмтеатре один из лучших за последние несколько лет. Да и мой личный опыт подтверждает это мнение. Премьера-открытие сезона — «Ханума» — оставила самые приятные впечатления.
Собственно, о российских театрах и их постановках в сравнении с калужскими и будет эта статья. Сразу предупреждаю, что на истину в последней инстанции не претендую, а всего лишь, как говорил в своё время известный всей стране погонщик бесов: «Я так вижу».

Обманутые ожидания

Когда мы собирались в Краснодар, сильно опечалились тем, что не попадём в академический театр им. Горького. Как назло, именно в те дни, когда мы были в этом городе, его афиша зияла пустотой.

Потому, особо не вникая в детали, взяли билеты на то, что было, — постановку «Сто  лет мы так не отдыхали» в местном чёрном театре Dream.

О чёрных театрах я до посещения Краснодара слышал только краем уха, за который зацепилось совсем немного информации. А именно: их придумали в Чехии, на сцене всё чёрное, светится в темноте, и это круто. Остальное — гардероб, буфет, партер и ложи бенуар — дорисовало воображение.

Однако так получилось, что сложившаяся в моей голове картинка ни капли не соответствовала реальности. Но в итоге этот самообман привёл к тому, что я испытал неизведанное доселе ощущение, которое не могу описать иначе как антагонизм когнитивного диссонанса.

Посудите сами. Вы идёте в театр, а попадаете в огромный торговый центр. Спрашиваете у охранника: «Где театр?», а он вам отвечает: «На эскалаторе на второй этаж и налево по указателям».

Вы направляетесь куда вас послали, доходите до некоего непонятного предбанника с вешалкой, которые стоят во многих калужских кафешках у столиков, и с двумя лавками, на коих с трудом разместятся полторы бабульки.

В довершение ко всему выясняется, что находится этот театр по соседству с вонючим супермаркетом одежды, обу­ви и прочей синтетической дряни.

А когда заходишь в сам театр, всё становится ещё хуже. Ты попадаешь в тесное помещение с крохотной сценой и зрительным залом на 50 посадочных мест. Точнее, даже не мест, а стульчиков. Таких, которые приставляют в нашей Драме к стационарным рядам мягких кресел, когда в зале полный аншлаг.

Вот попали, думаю, в школьный драмкружок. Да ещё и без буфета.

Но уже через пять минут после того, как на крохотной сцене началось действо, я простил театру всё. Даже отсутствие буфета.

Обман обманутых ожиданий

Актёры — каждый без исключения — стопроцентно попадали в своих героев, и это было так круто, что всё остальное моментально ушло на десятый план.

Уже вернувшись в Калугу, я почитал в Сети о чёрном театре Dream и порадовался тому, что не сделал этого до поездки. Иначе не состоялось бы полного краха того депрессняка, в который сам себя загнал на пути к нему. И, как следствие, заметно ослабил бы силу воздействия мощного заряда невероятно положительной энергии, который обрушился на меня со сцены.

Как выяснилось, чёрный театр Dream — это не школьный драмкружок, а коллектив вполне состоявшихся актёров, среди которых есть и матёрые профессионалы, служившие раньше в академическом театре, но покинувшие его после какого-то грандиозного скандала, некогда прогремевшего на весь Краснодар. А режиссёр — известный в городе шоумен.
Однако постоянной актёрской труппы у театра нет. Спектакли здесь ставятся, что называется, под людей. И это — главная фишка, благодаря которой и происходит стопроцентное попадание актёров в образы героев.

Что-то подобное, кстати, пытаются делать в нашей драме на сцене под крышей. Но это вроде бы и то, но всё-таки немного не то. Недостаточно камерное, что ли...

Больше Куни!

А в прошлом году мы посетили Рязань. Их театр — копия калужского. Строились они по одному проекту, и даже площади перед ними похожи, как братья-близнецы. Тем интереснее было сравнивать рязанский театр с калужским. И он проигрывает нашему в пух и прах. Парадная и гардероб рязанского театра в сравнении с калужскими выглядят бедными родственниками. Там, где у нас перед спектаклем играют музыканты и подают пироженки с кофейком, в Рязани бродит толпа, бездумно втыкаясь взглядом в унылые голые стены.

По второму ярусу не прогуляться от «Верю!» до «Не верю!» — просто потому что сквозного прохода там нет. Он закрыт старенькой перегородкой с хлипкой дверью, за которой, по-видимому, находится звукорежиссёрская. Как следствие, чтобы попасть на противоположную сторону, приходится давать кругаля через первый этаж. Что, естественно, жутко неудобно.
И в довершение ко всему — защитных сеточек по периметру верхних ярусов просто нет. Каркасы для  них есть, а вот сеточек нет. Так что у сидящих в партере и амфитеатре имеются все шансы получить по голове чем-нибудь упавшим сверху по вине какого-нибудь растяпы.

А вот на сцене Рязанской драмы полный порядок. ­Постановка Рэя Куни «Клинический случай», которую мы смотрели, выше всяких похвал. Но при всём уважении к профессионализму рязанской труппы смею предположить, что нашим актёрам по силам сделать её круче. Да и другие сюжеты британского гения комедии — стопроцентное попадание в калужскую ­аудиторию и в типажи актёров областной драмы.

Смех и слёзы

Можно ли из драмы сделать комедию, а из комедии — драму? Нам, евреям, без проблем. Так мог бы сказать Шолом-Алейхем. А быть может, он так и сказал? Но чего не знаем, того не знаем, а знаем только то, что, если и не говорил, то уж сделал точно. Речь  идёт о его рассказах о молочнике Тевье, из которых казанский театр им. Качалова сотворил постановку «Скрипач на крыше», а калужский — «Поминальную молитву».

Первым я увидел спектакль казанцев. Это пронзительная драма, финал которой настолько разрывал сердце, что по окончании спектакля прослезились даже мужики.

Именно поэтому я некоторое время колебался, смотреть мне постановку нашего театра или нет. Ведь  Калужская драма заявляла «Поминальную молитву» как комедию, а после Казани казалось, что смеяться над таким душераздирающим сюжетом отрицанию Холокоста подобно.

Однако в конце концов решился и выяснил для себя, что «Скрипача» и «Молитву» в принципе нельзя сравнивать, даже несмотря на один первоисточник сюжета.

Эти постановки — явления особого порядка. Своего собственного. Каждая из них существует вне любых сравнений, являясь ярким примером того, как многое зависит от угла зрения и подхода к теме.

И теперь, собираясь в очередную поездку, мы  первым делом ищем в репертуаре местных театров постановки, которые уже видели в других.

Как сказал Декарт, всё познаётся в сравнении. Ну а если применить эту мудрость к театру — то ещё и в буфете.

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
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии — авторизуйтесь
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
Партнёрские новости
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
eyJpdiI6IkV6SGNsZTBtWGd5RTdiQ01zbWNuK3c9PSIsInZhbHVlIjoid3d1SjU5TXJxamxnUGw1aXduOWN0MEFtdzBidHM5aGRWSGJTcUl5djVhZUg0RTh3djVhTDd0bEVHYTRiWmQrQndESVBkdzcwNTdJTUhRY0c4eVl1QzFhdEwxcHdIbXJaclNOa2ZkWEkwRlRTRUlWZ01za3Fxc3BLWER3dFBsT3hORDVXeTlDVCtvSnFacm5URjNmanlwYTRyQkZmYlU4bzRGeGtPdzFtZm5GcklxbjRJTjR2dDNpWGxoeWVtcUZqYVEzdkxjeDg5QjEyYTBJWFBJdzREUytNN1VqdnZhb2hkQUhyNk5OS1RFZUJUdUZwemkxaUZ4QVNSZkk0YUhVdDYrNE8zUE5tODhMa0lneDNTVEZiTk9tKy9ZN1EwWTRKbU5mT1l3UXp0S2JrdjI1cDltdDBsSWFyTjQ3VUpGd3ZwV0xPUTF5U3JlT3lDZm1jMWlRd2QrNUNLZWFGdHgrRHJ6WUdnWUw5RXc0djdrb0k1RHdDWGVXRkhETlpPM3dMZG51RXhhRVFKdFpKdVZJV2JqTXduNDVodTc2eEk2ZUs0UWQrU0EzQXlwYzA4RHNZZFdtUUFqV2NzcXh2SjkwVFNWcHFSL2JDNGFSRTNtekl5THZHWUtWRDRCUFlZSkVpK2pYcmRQNGRyWmNxc0k3cWNZOUJmRVhDYVlyNGRUUG0reWEvcWdoaG9hYm13elVuVjREMHhiWkVOWmlTVjhSQ1AwUzJiTVhBQVZBUlNrNTMrT3I2S2R4a1RtbDFnRjZJSkNGdTNPN0tRU3Q5dWkyL2ZDK2JXNDkwL3Y4cXpESE83NkphcC81eUREL2JWQ05IdTIySFRZN1dsZDk5YmcrWiIsIm1hYyI6IjA3OGIxMGQ0Y2Y4M2YyOWE3ZDcwMTU2ODljNmFkYWUzZDI0N2E2ZTk2MDJlODA3MTU3Y2Y4YzA5NDQ4MWU3NzgiLCJ0YWciOiIifQ==
Опрос
Калужане снова проголосовали за благоустройство набережной Яченского водохранилища по проекту "Комфортная городская среда". Ваше мнение?
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