В Калугу привезли работы Делакруа
Эжена Делакруа все мы помним по знаменитой картине «Свобода на баррикадах».
После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину.
Её сразу же приняли восторженно, и она приобретена государством за 3000 франков для тронного зала Люксембургского дворца, чтобы служить напоминанием королю Луи-Филиппу I о революции, благодаря которой тот пришёл к власти.
Преследовали несчастья
Фернана Виктора Эжена Делакруа с самого детства преследовали неудачи. Друг детства художника Александр Дюма вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился» - едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом.
Горел, когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка, тонул во время купания в Бордо, травился, наглотавшись краски-медянки.
Но стал одним из самых запоминающихся художников эпохи барокко.
Вдохновившись своими предшественниками, в частности Питером-Паулем Рубенсом, художник сумел выработать свой стиль, который даже спустя почти 200 лет после его смерти продолжает многих вдохновлять.
Против академического классицизма
Делакруа оказался самым крупным из числа мастеров своего времени, выступивших против академического классицизма.
В истории искусств он считается главой французской романтической живописи. А импрессионисты называли Делакруа своим предтечей.
В то же время художник стал одним из последних исторических живописцев и мастеров тематической картины Западной Европы.
Делакруа всегда придавал большое значение работе над первоначальными эскизами, в которых должны быть намечены очертания задуманного произведения.
Он настойчиво подчеркивал: для того, чтобы создать картину, нужно обладать искусством видеть в наброске законченное произведение.
На выставке «Очарования Делакруа» вы увидите литографии и гравюры, выполненные в Париже и Лейпциге в 1864, 1913 и 1928 годах с зарисовок, эскизов, рисунков и картин Делакруа за 1823-1857 годы.
Ценная потеря
- Делакруа - представитель живописи романтизма, - говорит куратор вставки Станислав БАРАНОВ. - Своего рода революционер в живописи начала XIX века и в плане техники написания, и в плане сюжета.
Потому что начало XIX века – это засилие академической живописи, когда были популярны библейские, мифологические сюжеты.
А Делакруа в своем творчестве обращается к реальной жизни, эмоциональной её стороне. Его интересуют наиболее драматические и трагические события современности.
Недаром одной из его первых картин становится «Резня на Хиосе», которая рассказывает об освобождении Греции от ига Турции, когда турки буквально устроили геноцид в греческом Хиосе.
Драматические, исторические сцены задевали Делакруа, он всегда обращался к ним.
В 1830 году, он пишет свою вторую знаменитую картину «Свобода на баррикадах», которая посвящена истории его родной Франции и французской революции.
Эта картина сначала становится символом французской революции, а потом всего освободительного движения.
-На выставке представлены графические произведения Делакруа. Мы знакомимся с ним как с художником-графиком. В тоже время здесь много эскизов, зарисовок.
Это своего рода художественная кухня, которая зачастую остаётся за кадром. А здесь можно это увидеть и узнать, как художник мыслил, как работал.
Делакруа карандаш из рук не выпускал, он постоянно писал с натуры. Много путешествовал, был в том числе и в Африканских странах, и привозил огромное количество зарисовок, набросков.
Вот как мы сейчас ходим с фотоаппаратом и фотографируем что-то себе на память, так и он ходил с блокнотом и все, что видел, старался зарисовать карандашом, акварелью, чтобы потом использовать это как материал для больших картин.
-Так же на выставке представлены иллюстрации. Делакруа много работал как иллюстратор. И здесь его тоже привлекали драматические герои, один из самых любимых – Гамлет Шекспира.
Делакруа сам был неординарным человеком с непростым характером. Очень экспрессивный, эмоциональный, всегда доказывающий свою точку зрения, непримиримый, всегда готовый вступить в спор, чтобы доказать свою идею, свою правду.
И Гамлет такой герой. Именно такие герои привлекали Делакруа. И сцены романтизированные и в тоже время трагические.
Любопытный факт: в нашем музее была картины Делакруа «Морской этюд». Она находилась в коллекции основателя музея Никанора Ивановича Васильева, но была утрачена во время войны. Немцы её вывезли, и её место нахождения неизвестно. А эта картина считается одной из самых ценных работ, которые были утрачены.
100 литографий и графических работ великого художника можно увидеть в музее изобразительных искусств до 23 июня. 0+