Сакральный театр Александра Баранникова

Известный режиссёр рассказал о молдавских националистах, признании от Виталия Вульфа и, конечно же, о спектаклях.
Даниил Марченко
21:30 24.10.2018
2 30928
Читайте KP40.RU:

Среди любимых калужанами постановок режиссёра — «Белая гвардия» по Булгакову…

Известный режиссёр рассказал о молдавских националистах, признании от Виталия Вульфа и, конечно же, о спектаклях.

Костры амбиций

Александр Баранников оказался человеком очень пунктуальным: я только подошёл к ступенькам парадного входа, а он уже звонит: «Вы где? Подходите к служебному, я вас встречу». Мы поднимаемся по извилистым театральным лестницам (снаружи и не скажешь, что это такое масштабное сооружение).

 

— Идём на чердак, как Родион Романыч, — бросает мне Александр. У Баранникова на следующий день премьера — спектакль по Достоевскому «Убивец», так что он с головой погружён в текст Фёдора Михайловича. Проходим в кабинет, находящийся за дверью с табличкой «Творцы».

Александр говорит, что когда-то мечтал о собственной труппе, но теперь полагает, что режиссёрский театр постепенно трансформируется в директорский.

Музы, пушки и пистолет

В 90-е годы Баранников успел поработать за рубежом: в Молдавии и в Румынии.

— В своё время я получил от Министерства культуры предложение возглавить Кишинёвский русский драматический театр. Тогда генерал Лебедь командовал там 14-й армией, я даже был у него в штабе. Побывал и в Тирасполе, видел могилы погибших в приднестровском конфликте, воронки от взрывов. А под окнами Российского посольства в Кишинёве ходили националисты с факелами — тогда в городе произошло какое-то резонансное убийство, и они носили гроб вокруг памятника Штефану чел Маре и кричали нам: «Чемодан — вокзал — Россия»!

Но в плане работы это был плодотворный период, в Молдавии у меня сложилось несколько неплохих спектаклей. Удалось наладить отношения и с национальными театрами, я приглашал их актёров. Там поставил «Дикаря» — спектакль, который потом шёл ещё лет 15, а сейчас он в репертуаре Калужского драмтеатра. Главную роль исполнял артист по фамилии Кистол, что переводится с молдавского как «пистолет». Сейчас он работает в Москве, в шоу «Большая разница».

На политические темы Александр говорит очень возбуждённо, начинает сильно жестикулировать. Его монолог в такие моменты превращается почти что в проповедь:

— Россия — великая страна, последний на планете бастион настоящей христианской культуры. А те, кто говорит о «европейских ценностях», проповедуют бесовство! Однополые браки — это же содомский грех, а вы ведь помните, как Господь наказал Содом и Гоморру?!

… и спектакль «Дикарь» Алехандро Касона.

Кто боится Виталия Вульфа?

Я напоминаю режиссёру о его постановке пьесы «содомита» Теннеси Уильямса «Молочный фургон не останавливается больше здесь».
— Я ставил «Фургон» не то чтобы поперёк автора, но в моей версии раскрыта совсем другая история. По сути, всё происходит на стыке Ветхого и Нового Заветов. Одна старуха умирает, и к ней приходит человек по имени Кристофер Фландерс — Христос Цветов, который должен перевезти её через реку, как своеобразный Харон. И вначале он просит молока — а есть известный библейский завет: «Не вари козлёнка в молоке матери его». В конце же Кристофер пьёт «кровь Нового Завета», то есть красное вино. Герой таким образом перерождается, из человека какого-то среднего пола он становится мужчиной. На спектакль приезжал известный теат­ральный критик Виталий Вульф, который к тому же переводил эту пьесу. И он подарил мне свою книгу с подписью: «Создателю выдающегося «Молочного фургона».

Архетип и символ

Скрупулёзная работа над текстом, вычленение архетипов и поиск символов — едва ли не ключевые отличительные черты Баранникова-режиссёра. Ролан Барт, Карл Густав Юнг и Михаил Бахтин, стоящие на внушительных размеров книжной полке Александра, не дадут соврать. Во время разговора он часто открывает тот или иной том, чтобы подтвердить новый тезис.

— Я привожу своим студентам такой пример. У Шекс­пира Бенволио в одном из эпизодов сообщает, что Ромео гулял в сикаморовой роще и ушёл печальный в западные ворота. А древесина сикамор обычно шла на изготовление гробов. Получается, что Ромео погулял в «гробовой» роще и ушёл на запад, то есть в закат. Это говорит нам, что его судьба предопределена. И не важно, задумывал так автор или нет: такое есть в тексте, и от этого не отвертишься.

При этом Баранников, в своё время ставивший спектакль «Вишнёвое варенье» по пьесе Людмилы Улицкой, несколько парадоксально заявляет, что за редким исключением от современной драматургии его тошнит. Настолько, что даже решил изменить финал пьесы:

— Работа Улицкой — это парафраз «Вишнёвого сада». И я считаю, что имел право на вмешательство, поскольку в основе всё же лежит именно Чехов и энергетика его пьесы подчиняет себе текст Улицкой. Зачем нужен вишнёвый сад, если его не вырубают? Зачем нужен «Вишнёвый сад», если в финале в имении не заколачивают Фирса? Когда есть работа с сакральными сущностями, тогда есть и театр. А когда кто-то просто вытаскивает свои проблемы и комплексы, используя авторский материал, тогда вместо Достоевского пускай лучше поставят телефонный справочник — в итоге то же самое выйдет.

Бич Божий

За роман о Раскольникове Баранников уже брался в Румынии, но в Калуге — совсем другая постановка. Александр показывает папку с набранным типографским шрифтом заголовком «Дело №» и подписью «Раскольников», выведенной от руки. В ней вся работа над спектаклем — 10 листов текста, сплошь исчерканного карандашом и красной ручкой. Отдельно лежат эскизы для костюмов (к сожалению, невоплощённые) — яркая характерная графика в лучших традициях старой школы книжной иллюстрации. Баранников с нескрываемым восхищением переворачивает страницы и комментирует каждый рисунок, не жалея восторженных эпитетов и изредка сетуя на неудачные, на его взгляд, работы.

— Весь роман у меня сейчас, к сожалению, нет возможности поставить. Так что я взял 5 глав: две сцены Раскольникова с Соней и три — с Порфирием Петровичем. Именно здесь находится ключ к сакральному понимаю романа. Это книга из школьной программы, но по-настоящему текст мало кем прочитан. В моей трактовке Раскольников выступает Божьим бичом, который карает виновных. Он же убивает двоих — старуху и её сестру Лизавету. И если с процентщицей всё понятно, то с Лизаветой история не такая очевидная. Но в романе есть сцена, в которой дан явный намёк на то, что она занималась проституцией. При этом Достоевский пишет, что Лизавета была «поминутно беременна», но детей у неё нет. Следовательно, она великая грешница, убивавшая своих детей, и получает по заслугам.

О том, насколько Баранникову удалось воплотить свои идеи на сцене, читатель сможет решить, сходив на спектакль, а перед этим прочитав рецензию в нашей газете.

Эта статья была опубликована в №43 газеты «Калужский перекрёсток» от 24.10.2018. Ещё больше интересных материалов можно найти в бумажной версии или электронном архиве издания.


Новости по тегу
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
Лента настроения
2 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 2 комментария
Чтобы оставлять комментарии — авторизуйтесь
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
Партнёрские новости
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
eyJpdiI6InRHTENUbWhNc2FxRUdaMVVjdkc0Q3c9PSIsInZhbHVlIjoicURwUGlRTWxtMGNlMUZwdmorZlVvNFBOaHBibXpKMnJkT3MvZlRsK0xzdjZJQVYya0h5RXI1ZWwwK3BrVmF6NFBNK0dRTDNKNEtsaDdHNGpLMnBFY1d1SW1LeVNTZXUwVlpmUzIxcmtaVWdXOGNUd1ViaWpSdnJwMmdkZ2lQeVRYMDdYaHNPTTcwcno3M09zeG5UK3BoU2ZTdUJRYUpMdllncDZybjRNTHFGRGVIMEs5NkRDcUFFZnp4aHVPWHY3eVVRd2dpNTRLejJzNXFyMnhDbGlPNUcyVlM2ZXk2b1JnYkxYNWEvTGhQY3ZVR01CTEE1ZE1lckpsaGp4WmJKYWwzeGpNa2hhQjRpNkh3MFJSTVRxQ2VPNlpvYWFpQXNDamtGQzdZaU12NG90WE9lWTdzQmxwK2NTZWxwZ3N0TFlGY0JYT0VrSktsL3kyNVVqcHV4SVp3cXJIMndZWlUvTzhZQkJ1cDEyZmtSTnBiWTdidzVRVFFMNGJZdWZjcW1XWnZvbmdjNDN4cGp5TkVLRzhQRklrcW1ZekdhWlBqYjBIQ0sxUDBGaU14WT0iLCJtYWMiOiJkNjQ1YzI1NDAxYjMwZjA1Mjk2OWE1OTc4YmNmYWY1OGUxNjUzNTA5ZDc0NzYzMzQ4MjZhZGE4NTBkODA4ZTliIiwidGFnIjoiIn0=
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
Опрос
Калужане снова проголосовали за благоустройство набережной Яченского водохранилища по проекту "Комфортная городская среда". Ваше мнение?
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
ТОП тегов
eyJpdiI6IlprbDhMQ2IxcWJnYWkycFZVaFlMdEE9PSIsInZhbHVlIjoiMlB6OHY2UVpKWFJ6VjJyMmRoSzJsMk91RmtOYUUzV245TlBTc25kMVAzK3kvaXdiSE5UZUNYSkFiRUg4akw1MGk2SlZ2bVU0T2FRQytJT2xZRElsSUhRZ2Y4S01Eb3lkWVljVG5zeUVNRTMvR0htbk5FNGhSSVRld1RIQURsaWxWektmTEJVUjlJc2hCbFBNTExkNklmeE13YWw1Ym1YUTJhUkVnK1ZxN29GeVc0ZldLSTZjaVVRYVU4Q3RDSzNSeVVMYnpYQXgreDlpTnhGcXNaQmp3WnVXcDM2cmhhMjVHMlNsb2wxZkVYYz0iLCJtYWMiOiJkMTg5YmJkZjE3YmFiYmJjNDE3ODcyODA4YzczMjZhM2I0Mjc1YjI3MDhhY2RiYmY0MzhiZjY0ZDRjMmFiYTMyIiwidGFnIjoiIn0=