Среда обитания: экологические проблемы Калуги
По мнению учёных, Калуге необходимо системное, целостное с экологической точки зрения видение развития города.
Пятая часть здоровья
Ранее Всемирная организация здравоохранения распространяла данные о том, что 8% нашего здоровья зависит от экологических факторов. Однако недавно этот показатель был пересмотрен. Теперь эксперты ВОЗ склоняются к мнению, что экологически обусловленными можно считать 20% всех болезней. Это в первую очередь онкологические заболевания, врождённые патологии, генетические дефекты, аллергии, анемии, заболевания легких, печени и желчевыводящих путей.
Особенно сильно горожане страдают от загрязнения окружающей среды в дни резкого ухудшения метеорологической обстановки. В такие периоды, как правило, обостряются заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Учёные КГУ им. Циолковского несколько лет назад провели в этой связи любопытный эксперимент. Они разработали методику, по которой определили уровень заболеваемости бронхиальной астмой с точной привязкой к месту жительства.
Все данные нанесли на карту. На первый взгляд, ничего нового не открыли: наиболее высокий уровень заболеваемости оказался в центре Калуги. Однако наблюдения в динамике подтвердили прямую зависимость этого заболевания от интенсивности движения автотранспорта. Когда Пучковский мост был закрыт на ремонт, кривая заболеваемости астмой в прилегающих районах пошла вниз, как только был снова открыт — снова поползла вверх.
Вредные предприятия закрылись
Калуге очень повезло в том плане, что тут нет ни одного экологически вредного производства: ни металлургических, ни химических комбинатов, которые активно сокращают жизнь людям
в других российских городах.
Когда-то в Калуге работало крупнейшее в Европе предприятие по производству искусственных ароматических соединений — Комбинат синтетических душистых веществ. По свидетельству сталкеров, в заброшенных цехах предприятия до сих пор можно найти лужи жидкостей, в которые лучше не попадать. Но в целом экологической опасности это предприятие не представляет.
Однако, по данным экологов, в современных городах промышленные предприятия дают только 10% загрязнения окружающей среды, 90% — автомобильный транспорт.
Спасение от автомобилей – зелёные насаждения
Методов защититься от вредного воздействия автомобильного транспорта, грубо говоря, всего два. Первый — административный. В городах, перегруженных автомобилями, давно практикуют различные ограничительные меры: платный въезд в центр города, расширение пешеходных зон и так далее. Второй — оградить людей от автомобилей при помощи зелёных насаждений. Если машины движутся в зелёном тоннеле, основные загрязнения остаются на листьях, которые осенью нужно обязательно утилизировать.
Вот это направление и интересует экологов больше всего. В своё время сотрудниками КГУ им. Циолковского была проведена грандиозная работа: были изучены и внесены в электронный реестр более 60 тысяч деревьев в центральной части города. На основании полученных данных составлен дендроплан Калуги.
Казалось бы, проведённая работа могла послужить прекрасной научной базой для составления плана озеленения, но этого не произошло. Высаживание новых зелёных насаждений происходит по принципу «а давайте вот тут посадим».
В лучшем случае опираются на эстетику, но определяющей должна быть экологическая целесообразность. Специалисты знают, какие растения и как нужно сажать, чтобы их защитная способность была максимальной.
Недавно общественность была возмущена тем, что деревья в центральной части города опилили до состояния едва ли не одних столбов. К чиновникам претензий нет — утверждённая методика такого опила, действительно, существует. Однако это не вся правда. Методик на самом деле несколько, и все они утверждены. Просто короткий опил рабочим делать быстрее и проще.
Водоёмы
Качество воды в калужских водоёмах экологи определяют не по содержанию каких-то конкретных химических примесей в самой воде, а методом так называемой гидробиологической индикации. Смысл в том, что химический состав воды может резко меняться, поэтому более надёжные результаты даёт изучение живности, которая в этих водоёмах обитает.
Раньше университетские экологи проводили подобные исследования во всех калужских водоёмах, включая Оку, Яченское водохранилище и реку Яченку. Основываясь на этих данных, можно сказать, что если в Оке экологическая обстановка благоприятная, то в Яченском водохранилище вода загрязнена сильнее.
По словам профессора А. Б. Стрельцова, в своё время было зафиксировано 16 подземных выпусков в Яченское водохранилище. Сколько труб выходит в водоём сейчас, экологи не знают.
В основном это стоки ливневой канализации, которая особой опасности не представляет. Однако обеспокоенность вызывает коттеджный посёлок, расположенный неподалеку. К этому району центральная канализация не подведена, и, куда идут стоки, можно только догадываться.
Некоторые калужские руководители выступали с инициативой привлечения частных компаний для обустройства набережной Яченского водохранилища, обязав их вместе с аттракционами и пляжами заняться очистными работами на водоёме. Но по неизвестным причинам идея не прошла.
Можно было бы произвести очистные работы за счёт местного бюджета, но в нынешних условиях на это никто не пойдёт. По расчётам, самый дешёвый проект очистки водохранилища обойдётся в 5 миллионов рублей. Но даже таких — сравнительно небольших — денег на очистку водоёма пока не предусмотрено.