В начале ХХ века в Калужской губернии дети проводили лето в колонии «Бодрая жизнь»

Опубликовано: 09.06.2023 20:00 1 3200
В начале ХХ века в Калужской губернии дети проводили лето в колонии «Бодрая жизнь»

Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.

Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.

Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.

145 лет назад, 13 июня 1878 года в селе Воронино Смоленской области родился Станислав Теофилович Шацкий. Российский педагог-экспериментатор. В 1911 году в Калужской губернии он организовал трудовую колонию, а затем школу «Бодрая жизнь».

Учение опостылило

Станислав Шацкий вырос в дворянской семье. У его отца, мелкого  чиновника-делопроизводителя канцелярии одного их пехотных полков,  были польские корни, поэтому семья придерживалась католицизма.  

Шацкий писал: «Семейный режим был довольно строгий… Семья моя жила довольно замкнуто, и родственные чувства были весьма сильны. Достатки были небольшие, а семья велика.

Вопросы о том, что сделать с большим количеством детей, куда из отдать, к чему их готовить, откуда взять на это средства, были чрезвычайно тревожными. Одно из самых ярких впечатлений моего детства – это постоянное ощущение или страха, или своей вины перед старшими».

Родители отдали мальчика в одну из лучших гимназий Москвы.

О ней Шацкий отзывался так: «В школе я встретил очень много похожего. К чему я уже привык, живя в семье, в условиях военной среды... Я ясно видел, что мои учителя постоянно забывают о том, что сами были маленькими, и поэтому не понимают, как жестоко их учение…

Я жадно искал среди взрослых такого человека, который мог бы меня понять, на кого я мог бы опереться. У меня были надежды, что в старших классах всё будет идти по-другому. Но они не оправдались...

Ученики совершенно определённо говорили о том, что надо воевать с учителями. Шалости, лицемерие, обманы, всевозможные способы устроиться так, чтобы получить хорошую отметку, ничего не зная, были обычным делом.

В наших отношениях с учителями были и серьёзные битвы, и маленькие победы, и большие поражения. Учение мне окончательно опостылило...»

Систему занятий в гимназии Станислав Теофилович называет бездарной: «Занимаясь в течение 8 лет латинским языком не менее 5 часов в неделю, 6 лет греческим – не мнее 4 часов в неделю, тратя на французский и немецкий языки 4 часа вместе, казалось бы за такое время можно научиться порядочно говорить и читать, а мы, за редким исключением, едва-едва читали.

И в сущности говоря, выходили из школы почти полными невеждами… Курс гимназии я закончил с прекрасным дипломом, но чрезвычайно скудными познаниями, и даже не мог осознанно выбрать факультет…»

Из медиков – в агрономы

С факультетом Шацкий, действительно, долго не мог определиться. После гимназии он учился в Московском университете на мехмате, на медицинском факультете, потом перевёлся в сельскохозяйственную академию, так как решил стать педагогом и мечтать создать школу наподобии той, что была в Ясной Поляне, где дети помимо уроков работали на земле.

Шацкий решил, что должен разбираться в сельском хозяйстве. Однако академию он не закончил, так как посчитал, что уже достаточно всему научился.

Кроме того, Шацкий в студенческие годы занимался вокалом в Московской консерватории. Он хорош пел, в его репертуаре было 300 романсов и песен, 10 оперных партий. Ездил по стране и пользовался большим успехом, его даже приглашали в оперную группу Большого театра.

В консерватории он познакомился со своей будущей супругой Валентиной Демьяновой, которая училась там по классу фортепьяно. Валентина разделяла идеи мужа создать прогрессивную школу.   

 Хлынула детвора

Ещё студентом Станислав Шацкий начал заниматься репетиторством, но это дело у него не пошло.

Он вспоминал: «Я постоянно таскал книги, приборы, производил со своими учениками различные физиологические, химические, физические опыты и обращал большое внимание на самостоятельность мысли моих учеников.

В общем, я не могу сказать, что какой-нибудь из этих опытов я доводил до конца. Обыкновенно перед экзаменами родители или мне отказывали, видя, что я завожу дело слишком далеко, или всяческими хитрыми доводами уговаривали меня взяться за подготовку к экзаменам.

Как правило из этого редко что-либо выходило: ученики мои довольно часто проваливались. Таким образом, я не могу сказать, что мои первые педагогические опыты были удачными.»     

B 1905 году Шацкий и архитектор 3еленко открыли в Москве клуб для детей - небольшую коммуну, где жили 14 взятых из приюта мальчишек. В коммуне было трудовое, художественное воспитание и детское самоуправление. В этот раз дело пошло.

Шацкий вместе с другими педагогами создают в Москве внешкольные учреждения «Дневной приют для приходящих детей». Их посещает около 150 детей. При приюте открыты слесарная, столярная, швейная мастерские.

В 1906 году Дневные приюты становятся обществом «Сетлемент» (с англ. - поселение).

Шацкий писал: «Для своей работы мы выбрали район между Бутырками и Марьиной рощей. Принялись за социальное изучения района и стали строить планы работы, исходя из этих социальных условий.

Недостаток средств возмещался колоссальной энергией. Интересом к делу. «Сетлимент» решил обратить внимание на общественное детское воспитание.

А поэтому в первую очередь были созданы детская трудовая колония и организация детского самоуправления в ней, детские клубы в Москве, детский сад и трудовые мастерские для подростков. В «Сетлимент» хлынула детвора ото всюду, количество мальчишек и девчонок быстро росло.»      

В 1908 году «Сетлимент» был закрыт за пропаганду социализма, а Шацкий арестован.  

Жена Валентина Николевна всегда поддреживала Шацкого.

«Бодрая жизнь»

В 1911 году Шацкий вместе с женой Валентиной на территории Обнинска  основал летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь». Здесь жили от 60 до 80 детей из бедных семей в возрасте от 7 до 17 лет.

Колония обосновалась в лесной зоне, там построили большой, двухэтажный барак с террасой и двумя балконами по всей длине второго этажа. Рядом соорудили шалаш, установили плиту.

Основой воспитания здесь был физический труд и самообслуживание. Дети вместе со взрослыми благоустраивали территорию, готовили еду, стирали, работали в саду, занимались сельским хозяйством, со временем появились и домашние животные: коровы, куры, гуси.

На общественный труд отводилось пять часов в день. А в свободное время занимались чтением книг, музыкой, пением, постановкой спектаклей, изданием журнала. Шацкий даже хотел запустить кирпичное производство, однако разрешение не получил.  

Сильно переживал

Вскоре Станиславу Теофиловичу доверяют руководство первой опытной станцией по народному образованию. В ней было два отделения: сельский - в Калужской губернии, на базе «Бодрой жизни», и городской - в Москве.

Станислав Шацкий мечтал создать новую систему образования, не похожую на ту, что была в гимназии, где он учился.

Педагоги станции изучали жизнь крестьян, просвещали народ, говорили о гигиене, важности поддержании чистоты в домах и на улице, устраивали  концерты, спектакли, учили правильно выращивать цветы.

Были организованы курсы для учителей из школ, особенно отдалённых. Шацкий обучал их методике преподавания и организации в школе учебного процесса. А учителя, пока были на курсах, соблюдали правила самообслуживания и работали вместе со всеми.  

В 1932 году Первую опытную станцию закрыли по причине экономии средств. Шацкий из-за этого сильно переживал.

 После закрытия станции он прожил всего два года, был директором Московской консерватории и руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР.

Умер Станислав Теофилович Шацкий в Москве 30 ноября 1934 года в возрасте 56 лет.

Его жена Валентина Николаевна после этого вернулась на работу в консерваторию, преподавала музыку. Прожила долгую жизнь, умерла в 1978 году в возрасте 95 лет.

Опубликовано: 09.06.2023 20:00 1 3200
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев