Кончаловский о памятнике Ивану III: «Получился космос русского духа»

Опубликовано: 14.11.2017 11:48 28 12259
Кончаловский о памятнике Ивану III: «Получился космос русского духа»

Как мы рассказывали, 12 ноября в Калуге на площади Старый Торг открыли памятник Ивану III. Автором  художественного решения монумента стал известный режиссёр Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ. Он является председателем творческого совета Российского военно-исторического общества (РВИО). Режиссёр сейчас находится на съёмках в Италии, однако он рассказал, почему князь в бронзе выглядит именно так.

- Он [скульптор Андрей Коробцов] достиг ощущения мощи движения. Через гиперболу былинности Ивана, готового шагнуть с постамента в мир, Коробцов мастерски передал метафоричность русского духа. Его Иван III - символ русского духа. Это о нем писал Достоевский: «Широк, широк мир русского человека. Хорошо бы сузить». В широте и есть движение, что в камне и бронзе передать трудно. Андрей Коробцов смог, - рассказал Кончаловский в интервью «Российской газете». - Коробцов талантлив. Памятник Ивану III - русскому Ивану, который источает колоссальную силу, - его творческая мысль, переданная в динамике. Это и есть Россия, идущая вперед. Ведет ее Иван. Теперь мы знаем какой. Великий. Кстати, в истории и народной памяти живут три великих государя - Петр Великий, Екатерина Великая и Иван III Великий. Вот это величие в памятнике есть. Чего я не могу сказать об иных памятниках царям. Мода на них пошла в гору, но тут возникает та же самая проблема, что и с прежними забракованными проектами памятников Ивану III. Скульпторы ведь работают по системе госзаказа. А вкус у заказчика один: «Чтобы похоже было». Но скульптура не терпит фотографичности. Если терпит, то перестает быть скульптурой. Она превращается в то, что мы видим в новомодных памятниках: цари, революционеры, пахари, космонавты друг на друга похожи как близнецы. Их «правдивая» анатомия лишена оригинальности и смысла монументальной памяти.

Кончаловский уверен, что заказ РВИО на скульптуру не помешал творческому размаху Коробцова:

- Все абсолютные шедевры в истории человечества делались по заказу. Все известные миру работы Микеланджело, музыка Моцарта, Бетховена, советская монументальная скульптура - несомненная часть мирового культурного достояния, - все творилось по заказу. Это не цензура. Заказ и есть лезвие свободы и творчества. Тот же памятник Ивану III можно было «сфотографировать». Есть прижизненное изображение Ивана III конца XV века. Речь идет о знаменитой шитой пелене, созданной, по-видимому, в мастерской невестки великого князя Елены Волошанки. Есть описания венецианских и других европейских купцов. Есть профильный портрет из книги французского путешественника Андре Теве «Всеобщая космография» 1575 года. Есть наконец версия, что Иван III заметно сутулился, за что его звали «Горбатый». Скульптор пошел по пути тщательного изучения и смелого обобщения. Получился космос русского духа.

Фото: Сергей КОНСТАНТИНОВ.

Опубликовано: 14.11.2017 11:48 28 12259
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев