Богимово – зачарованное царство или реальность?

Опубликовано: 18.10.2017 10:28 21 17154

Знакомство с Богимово у меня произошло много лет назад – поздно вечером в ноябре дорога от Ферзиково привела в деревню, где стоит несколько домов, полуразрушенная церковь, телефонная будка и… большой барский дом – усадьба, где когда-то давно жил Чехов.

Богимово – родовое имение старинного дворянского рода Прончищевых. Дом на 25 комнат вместе с двумя флигелями, конным и скотным двором был построен в конце XVIII века предводителем Тарусского дворянства Алексеем Ионовичем Прончищевым. В 1830-е годы его внук возвел Успенскую церковь и высадил деревья для регулярного парка. Летом 1891 года, когда в Богимово жил Антон Павлович Чехов, усадьба уже принадлежала новому владельцу, помещику Былим-Колосовскому.

Величественный парк – клёны, уже почти облетевшие, липы, даже сад со старыми яблонями; высокие ели и сосны. Какое тихое, покинутое место. И такой огромный дом - наверное, здесь было хорошо во времена его обитателей, летом, когда в открытые окна заходило солнце, а ветер, напоенный липовым цветом, слегка шевелил занавеску.

Прошло время, я возвращаюсь туда снова и снова. От местных жителей узнаю, что дом собираются восстанавливать какие-то люди. Хожу вокруг стен, пытаюсь мысленно проникнуть внутрь. Со времен Чехова там все изменилось. После того, как из усадьбы сделали психиатрическую больницу, не осталось и следа от бывшего убранства комнат. Местные рассказали, что больных было много и почти все, кто жил в деревне, так или иначе имели отношение к лечебнице – работали там. Говорят, даже к крикам больных, которые были слышны в соседних домах, привыкли. А сейчас без них слишком тихо, непривычно и скучно. 

В террасе с разбитыми окнами на полу – документы, оставленные будто впопыхах. Открываешь историю болезни - со страниц смотрят глаза людей, некогда нашедших здесь свой последний приют. Между датой поступления и датой смерти – больше 40 лет, прошедших в стенах этого печального заведения. Множество писем, в которых родные умоляют подать весточку о здоровье отца или матери, брата или сестры; вырванные листы из медицинских карточек.

Как в одном месте могут уживаться столько воспоминаний – счастливых и радостных, темных и тревожных?

Я закрываю глаза и представляю Чехова и его семью. Они только вселились, еще даже не успели расставить мебель. Целое лето впереди – плодотворной работы и отдыха, рыбалки, купаний в реке, бесед и уютных вечеров с соседями – с театральными представлениями, музыкой и чтением. К врачу Чехову часто за медицинской помощью обращались крестьяне, как местные, так и пришедшие из других деревень. Интересно, мог ли он предположить, что эта традиция продолжится после него, в совсем недалеком будущем? Так или иначе, Чехов верил в прогресс и расцвет личности человека. Я задаю себе вопрос – оправдались ли его ожидания, что мы можем предъявить ему сейчас, помимо обрывков писем, оставшихся без ответа, и полуразрушенных стен некогда тёплого, уютного и гостеприимного дома.

Можно представить, что еще при советской власти Богимово считалось богатым селом с пасеками и овощными теплицами. О том, что здесь кипела жизнь, красноречиво говорят развалившиеся коровники, сараи и другие хозяйственные постройки. 

Магазин в один из последних дней своего существования. Сейчас он закрыт. Ноябрь, 2015.

Местный житель, один из немногих, кто остался в деревне.

Я иду по парку, где ни один резкий звук не спугнет тишины и не разбудит от полусна-полумечты, в которые невольно начинаешь погружаться. Мне чудится жаркий полдень, оживленный людьми и рабочей суетой. Я вижу, как заготавливают траву на полях, слышу мычание коров, вот проехал мимо трактор и обдал горячей пылью, вот греется на солнце кошка, ждёт, когда хозяева вернутся с работы. Возможно ли, чтобы все это вернулось сюда, в эти края, вновь возродилось и закипело жизнью?

Молчание парка нарушают голоса. Откуда таким ранним утром такая большая группа людей? Оказывается, это представители благотворительного фонда «СоБытие», который осуществляет работы по восстановлению парка, хозяйства, а в будущем планирует возродить и сам дом. Я, наконец, знакомлюсь с ними лично и понимаю, что это не выдумка и не игра воображения. Оказывается, уже расчищен старый сад, посажены новые деревья, привиты и покрашены старые; а в пяти километрах от усадьбы гуляют коровы, которые будут давать много вкусного молока и сыра. Работы, конечно, предстоит очень много, но то, что делается уже сейчас – можно увидеть своими глазами:

Цветущий сад весной, местный житель Виктор и собака Уголёк.

Заготовка сена на корм животным.

Перед грозой, трактор утрамбовывает сено.

Взятие пробы заготовленного сена.

Во время дождя. Дорога еще не сделана, вид на огород.

Огород. Растения выращиваются без добавления химических удобрений.

Экскаваторщик после рабочей смены.

Рабочий на строительстве дороги.

Пастух Рахим.

Доярка Мария загоняет коров в помещение на ночёвку.

Строительство доильного цеха.

Молебен в честь престольного праздника в церкви Успения Пресвятой Богородицы. 28 августа 2017 г.

Все, что можно увидеть на фотографиях, является частью большого пионерного проекта «Качество жизни на земле». Часть его - восстановление усадьбы и сохранение исторического наследия Калужского края. Кроме того, здесь планируется создать поселение для многодетных семей и пенсионеров, обучать органическому сельскому хозяйству, проводя экскурсии и мастер-классы.

Так значит, это не сон, а начало новой реальности, о которой так мечтали просвещенные деятели, жившие в прошлых столетиях.

Опубликовано: 18.10.2017 10:28 21 17154
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев