$ 64.49 0.14
71.96 0.28
Данный ресурс может содержать материалы 18+

О тексте и дураках

07.01.2016 18:51 5 15035 Валерий Пантелеев
О тексте и дураках

Текст

С точки зрения языкознания текст – это теоретически самая большая языковая единица. Орфографически он никак не обособляется и связан воедино только смысловыми связями.

Чем больше текст, тем больше в нём таких связей, тем эти связи сложнее и  тоньше. Вот, к примеру, любое законченное литературное произведение есть текст. Роман Льва Толстого «Война и мир» состоит из 477 тысяч слов. Это сделано не просто так. В этом информационном объёме граф передал такие тонкие смыслы, которые в меньшем объёме просто невозможно передать. И писал он, заметьте, не для себя, а для читателей, которые эти смыслы легко понимали.

В XX веке на смену большому роману пришла повесть. Её стандартный размер колебался вокруг 100 тысяч слов. Упростилось мышление писателя – упростилось мышление читателя. Если исходить из того правила, что спрос рождает предложение, то получается, что за 100 лет среднестатистический читатель стал тупее в 4-5 раз.

А потом пришла эпоха интернета. Нет, не в 1995 году, когда появились первые вебсайты. Тогда это была только технология передачи данных. Эпоха интернета как самостоятельного культурного феномена пришла с изобретением социальных сетей.

Новостная лента

Ведущее современное СМИ – лента соцсети. Сообщения в ленте частично отфильтрованы в ручном режиме, частично появляются случайным образом. Но главное – между ними нет никакой взаимосвязи, поэтому сама лента как таковая текстом не является. Тексты в ней – это сообщения размером в десятки слов, картинок, фотографий, коротких видеофрагментов.

Чем меньше текст, тем меньше в нём смысла, а значит, тем легче он воспринимается. Создатели Твиттера очень хорошо это понимают, поэтому даже ввели принципиальное ограничение на количество знаков. Твит может быть не более 140 символов или около 20 слов.

Повторяю: такое ограничение имеет чёткое математическое и психологическое обоснование – умных людей всегда меньше, чем глупых, и чем на более тупую аудиторию ориентируется СМИ, тем оно априори успешнее.

Отступление: телевидение

Позволю себе немного уйти в сторону. Практически всё время рядом с текстовой культурой развивался его нетекстовый двойник. Он был необходим для тех, кому конструировать визуальные образы из слов и предложений было либо невозможно в силу безграмотности, либо просто тяжело из-за особенностей мышления.

Сначала это был театр, который впоследствии был вытеснен телевидением. Это те средства, которые годятся для людей, у которых предметно-образное мышление превалирует над абстрактно-логическим.

Отсюда следует один очень важный момент: в основной своей массе люди не перешли от телевидения к интернету. Произошло расслоение на «людей телевидения» и «людей интернета». При этом эволюция «людей телевидения» шла от театралов, а «люди интернета» произошли от книжников.

Это косвенно подтверждается тем, к примеру, что мультимедийные возможности интернета, несмотря на техническую доступность, так и не заняли в сети доминирующего положения.

 

Последствия

Ну, вы уже поняли, что статистическое сокращение текста – это свидетельство нашей интеллектуальной деградации. Но кроме этого у него есть другое культурное следствие.

Преимущество короткого текста в большем комфорте восприятия: чем меньше текст, тем меньше времени и умственных усилий тратится на его восприятие. Но за это приходится платить чудовищную цену.

Это не только оглупление, но и потеря взаимопонимания между людьми. Кроткий текст оставляет за рамками большую часть смыслового ядра, которое каждый человек вынужден конструировать самостоятельно. В результате каждый читает свой собственный текст. Даже смысл простых слов воспринимается двумя людьми по-разному, что же говорить о предложениях и статьях.

Если, к примеру, двое прочитали «Войну и мир», они поняли её более-менее одинаково. Но если двое прочитали статус в Фейсбуке или вот эту статью – каждый из вас прочитал своё, в зависимости от того, что он самостоятельно додумал, чтобы получить завершённое представление.

Такой способ получения информации формирует принципиально новый тип мышления, когда значительные куски информации заполняются искусственным внутренним наполнителем. В результате  мировоззрение человека зацикливается на самом себе вне зависимости от входящего трафика. В народе это ещё называется "на своей волне". 


Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Комментарии читателей: 5 шт.

загрузка комментариев

Как считаете, какая из компаний достойна звания «Работодатель года – 2018»? 
 
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
356
ООО «Леруа Мерлен Восток»
186
ООО «Обувная фабрика Ромер»
399
АО «Обнинскоргсинтез»
103
ЗАО «Лореаль»
43
ООО «Ново Нордиск»
81
Филиал АО «Магна Автомотив Рус» в г. Калуга
94
ООО «ЛИР»
20
ООО «Фольксваген Груп Рус»
193
АО «Автоэлектроника»
31
ООО «Нестле Россия»
34
ПАО «РУССКИЙ ПРОДУКТ»
36
ООО «НЛМК-Калуга»
85
АО ПИК-Индустрия НЗ ЖБК
6
ООО «ЭкоНиваТехника-Холдинг»
29
ООО «Агро-инвест»
36
Отель Амбассадор Калуга
35
Всего проголосовало: 1767

Место проведения мероприятия:

Время проведения мероприятия:

Описание мероприятия:

Ваши контактные данные (на сайте не показываются, используются для уточнения деталей события):


  Все поля обязательны для заполнения.