Малый бизнес борется за выживание

Опубликовано: 25.02.2015 11:40 0 5225
Малый бизнес борется за выживание

Не допустить увеличения коэффициента на вменённый налог, поставить под контроль вопрос аренды торговых площадей, отсрочить выплату кредитов – таковы рекомендации экспертов калужским властям по спасению малого бизнеса в Калужской области.  

Малый бизнес называют основой экономики, учитывая ту важную социальную и культурную роль, которую он выполняет в государстве. Однако в кризис именно малый бизнес страдает сильнее всего.

О том, что нужно сделать для поддержки предпринимателей и что делают сами бизнесмены для того, чтобы удержаться на плаву, шла речь на мероприятии, которое прошло 20 февраля в пресс-центре Агентства «Комсомольская правда – Калуга».

«Сможет ли в очередной кризис выжить малый бизнес в Калуге?» - так называлась встреча, где собрались государственные чиновники, бизнесмены и ведущие калужские экономические эксперты.

Новое – это хорошо забытое старое

Понимая, что в первую очередь нужно рассчитывать на самих себя, несколько малых предприятий Калуги обратились к забытой форме кооперации.

Предвидя, что наступают непростые времена, в октябре 2014 года четыре  динамично развивающиеся калужские фирмы с хорошо зарекомендовавшим себя брендом и безупречной  репутацией слились в одну общественную  организацию. Четыре заглавные буквы в названии фирм послужили аббревиатурой для названия общей группы – ВАЛА.

ВАЛА (англ. – VALA) – группа из четырех калужских   коммерческих фирм c общим направлением: ландшафт и экология, популяризация здорового образа жизни, экологические продукты, нетрадиционная медицина.  Деятельность организации предполагает активное  участие в социальных программах.  В переводе с английского VALA - объектно-ориентированный подход. Таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы, чья работа направлена на решение конкретных задач духовного и физического развития человека.  Выгодное положение этим фирмам обеспечивает наличие в них большого количества важных  для бизнеса ресурсов:

«Вай-тай» - искусство классического тайского массажа с чёткой системой оздоровительной терапии.

«Алые паруса» - гостиничный комплекс с экологическим направлением в проживании, здоровом питании и отдыхе.

«Люжанэ» – цветочный салон и ландшафтная фирма, развивающая экологическую составляющую  во всех своих направлениях: комнатном цветоводстве и ландшафтном дизайне.

«Амрита» - центр аюрведы (система здравоохранения, наследие древней Индии). Её название буквально переводится как «Наука жизни». Она была признана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как эффективная система альтернативной медицины.

Цели и задачи  ВАЛА – поддержка и укрепление профессиональной и деловой репутации; разработка совместных программ по здоровому образу жизни,  экологии города,  семейному отдыху, благотворительности; создание единого рекламного поля и карт клиента; создание общего финансового фонда – для поддержки и обеспечения общих проектов и рекламы.

По словам идеолога нового объединения Людмилы Дорофеевой в создании ВАЛА роль сыграла не только направленность бизнеса – услуги в сфере экологии и здорового образа жизни, – но и духовная общность.

Накануне новогодних праздников объединение разработало комплексный пакет корпоративных услуг для нестандартной встречи Нового года: тут были игрушки и ёлки от «Люжанэ», новая модель кейтеринга от «Алых парусов»,  массаж и оздоровительные программы  от «Вай-Тай» и «Амриты».

Программа оказалась удачной, и тогда калужские бизнес - вумен обратили свой взор на внутренний туризм. Разработали следующую программу: «Каникулы в Калуге». Совместно с туристическими компаниями они предложили  комплекс услуг выходного дня  для иногородних гостей: их встречают, размещают в гостинице и в течение полутора дней организуют разнообразный отдых. Первые шаги, первые совместные программы. Но это начало. ВАЛА может и хочет больше. Создание коопераций окажет положительное  влияние на микроклимат в экономике, на законодательную защиту бизнеса. Работать вместе можно и нужно.

Новое объединение останавливаться не собирается. В планах – открытие в Калуге Центра культуры и бизнеса Королевства Таиланд. И это не простая мечта: уже идут двусторонние переговоры с таиландскими властями. В случае их удачного завершения Калуга получит значительные инвестиции и новые рабочие места.

Кризис – это экономическая болезнь

По словам Андрея Морозова, директора Агентства по развитию малых форм торговли и бытового обслуживания, главная особенность нынешнего, уже четвертого по счёту кризиса, - то, что он обусловлен не внутренними, экономическими, а внешними геополитическими причинами, а значит, будет затяжным.

Руководитель представительства «Агентства стратегических инициатив» в ЦФО Виталий Еремеев, наоборот, считает, что ключевая проблема нынешнего кризиса связана не с внешними факторами, а перекосами в структуре отечественной экономики. В частности, недоумение эксперта вызывает тот факт, что в РФ добавочную стоимость создают всего лишь 15-17 миллионов человек: один с сошкой и девять с ложкой!

В Калужской области эта пропорция несколько ниже: в сфере создания ВВП заняты 150 тысяч из миллионного населения. Но все равно один работающий на производстве и в бизнесе кормит шестерых.

Виталий Еремеев считает, что задача у малого предпринимателя – увидеть возможности в этом кризисе. С ним не вполне согласен Андрей Морозов. По его мнению если это и возможность, то лишь для тех, у кого есть деньги и нестандартные решения. Большинство же отечественных бизнесменов пользуется кредитными деньгами и использует стандартные бизнес-схемы. Однако при резко возросшей стоимости кредитов существующие модели ведения бизнеса становятся нерентабельными.

Более правильно, по его мнению, относиться к кризису, как к экономической болезни. Каковы «симптомы»? Деньги – кровь экономики. Сейчас экономический организм стремительно обескровливается. Ставка по кредитам настолько высока, что они никому не нужны. Вторая большая проблема – сокращение денежной массы у населения, что ведет к снижению спроса и, соответственно, товарооборота.

С этим полностью согласен заместитель председателя городской Думы, председатель общественного совета при городском голове по развитию малого и среднего предпринимательства, член Совета по малому и среднему предпринимательству при губернаторе Калужской области Сергей Павлов. По его мнению, у правительства в настоящее время нет ясного понимания, кому помогать в первую очередь. Он охотно подхватил метафору болезни: человек простудился, его лихорадит, а врач думает, руку ему лечить или ногу. Однако следует понимать, что экономика – это целостный организм. Проблемы в одном «органе» неизбежно выявят проблемы во всех остальных.

Мы можем «выздороветь» только все вместе – таково единодушное мнение экспертов.

Предприниматели обращаются к власти…

17 февраля, на заседании правления Торгово-промышленной палаты был представлен  «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Калужской области в 2015 году». Предприниматели недовольны документом по двум причинам. Во-первых, в нём мало конкретики и совершенно забыто о малом бизнесе (торговля и услуги). Во-вторых, срок его реализации – IV квартал 2015 года, до этого времени многие мелкие предприятия попросту не доживут.

А между тем по словам Людмилы Дорофеевой, малый бизнес сократился за последние несколько лет более чем наполовину, а вместе с ним и налоги в бюджет.  И это более чем серьёзный повод задуматься властя и принять необходимые меры.

Однако, по мнению  заместителя начальника Управления экономики и имущественных отношений Калуги Романа Евстратова, возможности городских властей по поддержке предпринимательства ограничены: под соответствующую программу из городского бюджета выделено всего 13 млн. рублей. На что тратятся эти деньги? Виталий Еремееев уверяет, что в области существует 7 государственных организаций, в обязанности которых входит оказание поддержки предпринимателям. Однако их эффективность вызывает много вопросов.

Андрей Морозов считает: это связано с тем, что проблемы предпринимателей решают, не считаясь с их мнением. Отношение, как к маленькому ребенку: как мама тебя одела, так и пойдёшь.

Срочно требует реформирования фискальная система: количество налогов зашкаливает, а совокупно они составляют более 50% от дохода. Никуда не делась громоздкая отчётность и множество проверяющих органов, работающих по устаревшим стандартам.

Недавно все магазины и салоны бытовых услуг обязали разместить на входе наклейки во исполнение ФЗ-15 (Федеральный закон о вреде курения). Не наклеил  – штраф от 40 до 90 тысяч рублей для ИП, а для ООО от 100 тысяч. Это настолько важно, если и так действует закон, запрещающий курение в общественных местах?! – недоумевает Людмила Дорофеева.

Давайте затягивать пояса вместе

По мнению Андрея Морозова, чиновники, кризис на себе пока не ощутили, в отличие от предпринимателей. У них бюджет: зарплату платят стабильно. Поэтому они ведут себя так, как будто никакого кризиса нет.

С ним согласна Людмила Дорофеева: она предлагает наложить мораторий на ряд  городских программ, в которых обязывают участвовать предпринимателей. К примеру, поступило предписание заменить вывески, исполнив в едином стиле. Теперь их нельзя прикреплять вплотную к стене, а только на определенном расстоянии. А это непредвиденные дополнительные расходы. Плюс сложные погодные условия, требующие определенных правил безопасности.

Данную меру объясняют единым стилем дизайна. Как только в Калуге меняется архитектор, сразу меняется весь стиль города. Срок действия предприсания с февраля. «Зачем такая срочность? Чем плоха старая вывеска, почему бы ей не повисеть до конца года? Кому будет лучше, что я лишусь 30 тысяч? – недоумевает директор дизайн-салона «Люжанэ».

«Срок жизни вывески – 3 года», - подтверждает член совета Ассоциации молодых предпринимателей Калужской области, генеральный директор Креативного бюро «ГРАММАТИКА» Максим Мамонтов. По его словам, за это время или выцветает вывеска, или предприниматель съезжает на другое место. Почему же нельзя менять вывески постепенно? Кризис требует рачительности, но властям не жалко денег предпринимателей.

Особые споры вызвала тема праздничных мероприятий. Зачем в условиях кризиса устраивать помпезные празднества? Деньги собирают, естественно, с предпринимателей. А тем из-за кризиса совсем не до того.

К примеру, День города можно праздновать раз в пять лет: за это время, действительно, вполне реально показать - город что-то сделал. А с таким подходом к августу многие потеряют работу, и им будет не до веселья.

В то же время чиновники и слышать не хотят о том, чтобы отмечать памятные даты без лишней помпы. Наоборот, теперь мероприятия проходят не только в центре, но и в микрорайонах. Роман Евстратов согласен, что праздники влетают городу в копеечку, но оправдывает тем, что к датам делается много ремонтных и восстановительных работ. О качестве этих работ можно говорить много и долго.

Понять логику чиновников сложно: кто мешает ремонтировать дороги спокойно и планово, а не в авральном порядке, подгоняя под праздничные даты.

Выводы

Малый бизнес – это курица, которая несёт золотые яйца. Варить из неё суп не вполне разумно. Таков был общий вывод присутствующих экспертов и предпринимателей.

Ситуация сложилась так, что большинство предпринимателей сегодня реально находятся в стрессе и помышляют не о развитии, а о выживании. И для этого есть все основания: при сохранении существующей процентной ставки малый бизнес не выживет. А это приведет к массовой безработице, отчего кризис усугубится: платить пособие по безработице для государства затратнее, чем просто не получать какие-то налоги.

Конечно, в основном сейчас все зависит от правительства РФ. От тех, правил игры, которые оно задает, зависит и развитие. Что же касается областных и городских властей, то они должны в первую очередь обратиться к принципу «Не навреди».

Сегодня предприниматели  ждут от властей помощи как никогда и просят принять как можно быстрее ряд необходимых мероприятий на местном уровне, понимая всю серьёзность сложившейся ситуации. В первую очередь – необходимо наложить мораторий (рекомендательного характера) на сегодняшнюю аренду торговых площадей для мелкой торговли и услуг. Учитывая, что большая часть коммерческих площадей в городе принадлежит депутатам и крупному бизнесу, договориться всегда можно.

Власти и бизнес – в одной лодке. Чтобы бизнес и дальше приносил доход в бюджет и создавал рабочие места, необходим диалог между предпринимателями и чиновниками.

20 февраля в пресс-центре «Комсомольской правды» такой обмен мнениями состоялся. По его результатам предприниматели направят официальное письмо в правительство Калужской области с выработанными в ходе дискуссии предложениями. Самое главное, что после встречи появилось еще 4 потенциальных компании, желающие вступить в объединение.   

Фото Игоря Рулева.

Опубликовано: 25.02.2015 11:40 0 5225
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев