Изображение невидимого мира

Опубликовано: 11.03.2013 17:26 0 3175
Изображение невидимого  мира
Создание копий
В большой светлой комнате с огромными окнами, несмотря на то что за окнами день, горит свет. Здесь ребята изучают азы иконописи. Повсюду мольберты, краски лежат.  Елена Слесарева - преподаватель молодой. Она занимается со вторым и третьим курсом. 

- Создание изображений святых имеет свои особенности. Если в живописи прямая перспектива: в двухмерном пространстве желательно передать трехмерность окружающего мира, - то в иконописи сознательно от этого отказались, - рассказывает Елена. - Мы изображаем мир горний, невидимый, поэтому нужно избегать всякой фантазии, выдумки.  Сейчас в нашей стране идет возрождается иконопись, она следует древним традициям - раскрывает, осмысливает их, и на их основе пишутся святые образы.

В этой живописи все символично, даже цвет. Например, голубой – символ неба, чистоты, красный – цвет мученический, золотой – небесный , означающий божественное просвещение.

Начинается обучение с копирования простых изображений. Перед учащимися ставят цель максимально приблизиться к оригиналу. Сначала они выполняют композиции без прописывания ликов, и только на третьем курсе пишут лики святых.
- В древности  иконы создавали монахи, священники, епископы. Все они соблюдали посты, молитвы, жили праведной жизнью. Изображения  получались духовно-назидательными, их воздействие на человека было очень сильно, - считает Елена. – Сейчас, когда иконы пишутся без духовных строгостей, такого влияния на человека нет. Хотя в художественном плане они могут быть совершенны.

Поэтому создавать собственные иконы, как это делал Андрей Рублев, художники не могут, они лишь копируют уже существующие.

Соблюдая старинные технологии  
Пишут ребята не обычными красками, а натуральными минералами.  Сначала на липовую доску (только на ней создают иконы) наносится левкас. Он напоминает грунт - желатин и мел разводят с водой в определенных пропорциях, получается клейкая масса, которая застывает. И уже по левкасу пишут образ.
- Мы работаем с натуральными пигментами, которыми писали в древности, - рассказывает Елена. – Минералы 10-15 минут вручную растираются на стекле. Образовавший порошок разводят с водой, желтком и белым вином. Краски на основе желтка застывают на века. 

Сверху икону покрывают олифой. К сожалению, со временем она темнеет, впитывая пыль и копоть от лампад.
- Говорят, в древней Византии использовались специальные лаки, которые не темнели. Но их секрет до сих пор не раскрыт, - продолжает Елена.
Из-за этого хотя бы раз в 100 лет любая икона нуждается в реставрации – покрытии новым слоем олифы.
- Это очень кропотливая работа, требует собранности и неспешности, - считает Елена.
Пока ее ученики проходят лишь основы восстановления образов, им доверяют работать с иконами, которые не представляют из себя ценности.

Студентка Оксана укрепляет основу. Для этого сначала нужно избавиться о  насекомых, разрушающих древесину.
- Если икону повредил жук, ее вымораживают: убирают в морозильную камеру на неделю, потом смотрят – если  картина перестала сыпаться, значит, можно приступать к реставрации, - рассказывает Ксения.
В последние годы такие работы очень востребованы. Восстанавливаются храмы, монастыри, да и калужане хотят «поновить» домашние иконы.

-Бывают такие иконы, которые записаны не один раз. Каждые сто лет олифа темнела, и их прописывали заново. Хорошо, если знали сюжет, изображенный на иконе. Но и  при этом писали его в соответствии с традициями своего времени. Реставраторы стремятся найти первичное изображение, но если оно сильно утрачено, тогда следующее по времени, - рассказывает Елена.  
После того как ребята окончат духовное училище, они могут продолжить образование в художественных школах при монастырях.
Фото Валерия Козьянина

Опубликовано: 11.03.2013 17:26 0 3175
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев