Опять двойка, или нужно ли ругать детей за плохие отметки

Опубликовано: 05.11.2008 11:19 0 12030

Я испытала легкий шок, когда однажды, придя за дочкой в школу, услышала от нее:
— Мамочка, ты только не ругайся, но, кажется, я получила кол…
За одну секунду я пережила массу эмоций далеко не самых приятных. 
Волнения, к счастью, оказались напрасными. После изучения дневника «кол» оказался всего лишь восклицательным знаком, который венчал запись, оставленную учительницей. 
Но мне все равно стало немного грустно оттого, что я оказалась неготовой к возможной неудаче своего ребенка. А ведь незадолго до того, как дочка пошла в школу, я твердо решила для себя, что никогда-никогда не буду ругать ее за плохие отметки. Но на практике все оказалось намного сложнее. Ведь так хочется, чтобы любимое чадо было и умным, и успешным, и талантливым. И чтобы добиться желанной цели, часто в ход идут самые разные средства. Вот только все ли они хороши?

История первая: 
«Меня пороли до 11-го класса!»
Есть у меня давняя знакомая, которая и в школе, и в институте была круглой отличницей. Сейчас у нее растет дочь, тоже очень умная девочка. Как-то поинтересовалась у приятельницы, что она делает для того, чтобы дочка хорошо успевала в школе. Ответ меня, мягко говоря, шокировал.
— Да я ее несколько раз выпорола за двойки, зато теперь никаких проблем, — сказала моя знакомая. И, встретив мой ошарашенный взгляд, добавила: — А ты думаешь, почему я школу с золотой медалью закончила? Меня отец практически до 11-го класса даже за тройки порол ремнем! 

Мнение специалиста
— Телесные наказания — это самая порочная реакция родителей на плохие отметки детей, — говорит директор Института возрастной физиологии РАО академик Марьяна Безруких. — Какое-то время ребенок может учиться из страха. Но в конечном итоге это приводит лишь к тому, что он ожесточается и перестает доверять родителям. У детей, которых бьют за плохие отметки, как правило, заниженная самооценка. Исследования психологов также показывают, что взрослые, которых били в детстве, потом бьют своих детей.

История вторая: 
«Не позорь меня!»
А вот другую мою подругу физически за плохие отметки в школе не наказывали. Зато давили психологически. 
— Если я получала тройку или двойку, родители на какое-то время переставали со мной разговаривать, — вспоминает Лена. — Папа иногда говорил презрительно: «И в кого ты уродилась такой бестолковой?» «Холодная» война заканчивалась только тогда, когда я исправляла свои «уды» и «неуды». Сейчас мне иногда кажется, что лучше бы родители меня отлупили, но только бы не молчали.

мнение специалиста
— Очень многие родители любят напоминать своим детям: «Ты учишься для себя, а не для меня», — говорит
Анастасия РАЗУМОВА, детский психолог, преподаватель кафедры педагогики начального обучения КГПУ имени К.Э. Циолковского. — Но когда любимое чадо приносит из школы двойку, мамы и папы начинают возмущаться: «Не позорь меня!» Такие родители воспринимают плохую отметку сына или дочки как личную неудачу. А это уже вопрос заниженной самооценки родителей. И любящие мама и папа из лучших побуждений дают понять ребенку, как им стыдно. То есть фактически получается, что ребенок должен нести ответственность за эмоциональное состояние своих мам и пап. В итоге детская психика не выдерживает такой нагрузки и начинает ломаться, рушиться и болеть. И мы получаем массу детских неврозов.

что делать?

Есть несколько вариантов, которые помогут решить проблему. Один из них — отдать сына или дочку в какую-нибудь секцию или кружок, где ребенок будет чувствовать себя успешным.  
— Это поможет ему компенсировать школьные неудачи, поднимет общую самооценку ребенка и поможет в дальнейшем подтянуться и в школе, — считает Анастасия Разумова. — А вообще, лучший совет родителям школьников — научиться реагировать без негатива на школьные неудачи ребенка. 
Правильной будет следующая реакция: «Жалко, что у тебя двойка. Наверное, ты расстроен. Давай вместе попробуем понять, что же не получилось». Но совсем не следует говорить ребенку: «Двойка — ерунда, не расстраивайся» или «Ты тупица, гулять не пойдешь».
В любом случае нужно помнить, что «неуд» по математике вовсе не приговор. Равно как и дневник с пятерками — еще не гарантия жизненной успешности.  


личный опыт

Максим АКИМОВ, заместитель губернатора, отец двоих сыновей.
— Старшего сына, когда он учился в школе, я за плохие отметки ругал, но не сильно. Во-первых, таких моментов было немного. Во-вторых, он и сам очень сильно переживал по этому поводу. Тройки-четверки у сына начали появляться, когда он был уже достаточно взрослым человеком и мог сам себя оценивать. А вообще, мне кажется, в учебе важно найти очень правильный баланс. С одной стороны, нельзя сильно окунать ребенка в достаточно жесткий мир ежедневного извлечения знаний. А то у нас часто бывает: ребенок чуть ли не с первого класса английский язык с репетитором изучает, в музыкальную, спортивную школу ходит. В итоге бедный школьник к десяти вечера уже себя не помнит. С другой стороны, дети сейчас приходят в школу очень хорошо подготовленными, и в какой-то момент у них может сложиться впечатление, что они уже все знают, все умеют и у них все само собой будет получаться. Этого тоже нужно постараться избежать. 

ну и ну!
Да здравствуют двоечники?
В Интернете давно гуляет любопытный список — в нем имена самых известных в мире двоечников! Там значатся Пушкин, Бунин, Верди и Белинский... 
Про Александра Пушкина преподаватели Царскосельского лицея говорили: «Поверхностный французский ум». 17-летнего Джузеппе Верди не приняли в Миланскую консерваторию «по причине недостаточного дарования». Виссарион Белинский три года сидел на одном курсе университета, в итоге его исключили «по ограниченности способностей». Известный русский писатель, лауреат Нобелевской премии Иван Бунин закончил всего три класса гимназии, причем в одном из классов он умудрился остаться на второй год.

Автор: Оксана КОЛОСОВА.
Опубликовано: 05.11.2008 11:19 0 12030
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев