Понедельник, 18 июня
$ 62.69 0.43
72.53 1.03
Данный ресурс может содержать материалы 18+
Добавить в афишу

Выставка "То, чего не было"
0
    Оценка
Место проведения

1 марта в Боровске, в музейно-краеведческом комплексе "Стольный город Боровск", начинает работу выставка "То, чего не было" - силуэты Елизаветы Бём в открытках из частного собрания.


Всё творческое наследие Елизаветы Бём (1843-1914) можно разделить на два этапа: силуэт и акварель. Широчайшую известность в России ей принесли открытки. Среди них были поздравительные к различным праздникам, с изображениями национальных костюмов народов России, на темы русских пословиц, с героями произведений Л. Толстого, с загадками о временах года, да и просто с трогательными сценками из жизни детей (всего - более 300). Издаваемые многотысячными тиражами, они расходились по всей России. Их можно было увидеть в крестьянской избе и в императорском дворце. 

Большие картины она не писала. Чаще всего рисовала сценки с детьми. С середины 1870-х гг. стала работать в технике литографируемого силуэта, который она собственно и создала, возродив таким образом искусство силуэта в России. 

Казалось бы, ей, скорее, пристало изготовлять силуэты лёгким и привычным способом — вырезанием из чёрной или тонированной бумаги. Но художница избрала свой путь, так как только возможности литографии, рисования на камне, позволяли ей не только сразу выпускать свои книги небольшими тиражами, но делать тончайшую проработку всех 
   
  
 деталей, которая была бы невозможна при вырезании ножницами. Она тщательно вырисовывала пёрышки птичек и кудряшки на головке деревенской девочки, шерсть собаки и кружева на платьях кукол — мельчайшие подробности делали графику Е. Бём необычайно тонкой, душевной, живой, по ним можно было понять то недоговорённое, что оставалось скрыто от зрителя внутри её силуэтов. Интересно, что маститые художники восприняли её работы с нескрываемым восторгом. Её учитель Иван Крамской писал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей». Илья Репин, подарив художнице свою картину, начертал на обороте холста: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания её таланта. Её «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких». 

В 1880-е гг. Е. Бём стала сотрудничать с издательствами как художник-иллюстратор. Её рисунки многие годы печатались в детских журналах «Игрушечка» и «Малютка». Круг её интересов был широк, она проиллюстрировала полтора десятка книг, в том числе произведения И. Тургенева, Л. Толстого, А. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, русские народные сказки, пословицы и поговорки. Всего Е. Бём выпустила 14 альбомов, которые неоднократно переиздавались, в том числе и за границей. 

Художница неоднократно участвовала в престижных российских и международных выставках в Париже, Берлине, Мюнхене, Милане, Чикаго. Первое своё международное «золото» она привезла из Парижа в 1870 г. с выставки акварельных рисунков и миниатюр. А до этого было «серебро» из Брюсселя с международного состязания по технике акварели и силуэта. Призы доставались ей не только на художественных, но и на промышленных выставках, ведь она делала рисунки для изделий из хрусталя и стекла, расписывала фарфор. 

Её творчество в Российской империи в начале XX в. стало настолько популярным, что появились даже подражатели её стилю. Композиции, созданные ею, использовались в кустарном производстве, на деревянных тарелках, шкатулках, пасхальных яйцах. «Бёмовский стиль» распространился повсеместно. Показателем признания художницы послужило и приобретение её акварельных работ П.М. Третьяковым и другими российскими коллекционерами живописи, в том числе членами царской семьи. 

Выставка продлится до 1 мая.



Комментарии