Помочь детям поверить в себя

Опубликовано: 05.10.2017 14:34 4 11859

1 сентября ряды учителей Калужской области пополнились 180 молодыми специалистами – выпускниками педагогических вузов и участниками проекта «Учитель для России». Ещё месяц назад они были просто Наташами, Катями и Серёжами. А сегодня их называют строго по имени-отчеству. Некоторые из них выглядят почти как старшеклассники. Им приходится ежедневно доказывать: коллегам, ученикам, их родителям, – что, несмотря на возраст и небольшой жизненный опыт, им есть что сказать детям. И, знаете, у многих уже получается. А ещё, побывав на уроках некоторых молодых учителей, понаблюдав за тем, как они общаются со своими учениками, поймала себя на мысли, что мне было бы совсем не страшно доверить этим людям своих собственных детей.

«Многодетный» молодой учитель   
Илья МОГИЛЁВ, преподаватель информатики СШ № 6 им. А.С. Пушкина г. Калуги:

 

- Родился я в Норильске. После 9-го класса переехал в Санкт-Петербург, поступил в физико-математическую школу при Институте информационных технологий механики и оптики (ИТМО). Затем учился в этом же вузе и закончил его с красным дипломом по специальности «Информационная безопасность».

На 5-м курсе понял, что это немного не моё направление. Начал искать другие варианты профессиональной деятельности. Узнал о программе «Учитель для России», прошёл пять этапов отбора, обучение на курсах педагогической подготовки от Высшей школы экономики. Весь прошлый год постоянно ездил в Калугу – посещал уроки в школах. Это очень полезно. 1 сентября приступил к работе.

Пока непривычно и немного странно, что теперь все называют по имени-отчеству. Вот так живёшь-живёшь, всегда был Ильёй – и вдруг становишься Ильёй Игоревичем. Постепенно привыкаю. Самые большие опасения вызывал вопрос дисциплины, но пока особых проблем с этим не возникало. Некоторые моменты панибратства, конечно, случаются: кто-то из ребят поначалу воспринял меня как своего ровесника, – поэтому приходится выстраивать границы, объяснять детям, как себя вести.

Кстати, за старшеклассника меня поначалу приняли не только школьники. Как-то у меня появилось «окно», хотел пойти перекусить, но охранник не пустил, сказав, что покидать школу во время уроков нельзя. Я сначала подумал, что это, наверное, какое-то общешкольное правило, но, когда охранник стал говорить мне про записку от родителей, понял, в чём дело.

Учеников у меня много – 376 человек, с 6-го по 11-й класс. В день обычно бывает по 5-6 уроков. Сложнее всего с шестиклассниками: они ещё маленькие, год как из начальной школы. Использую в работе с ними различные игровые методики. Дети в восторге. Не знаю, задержусь ли я в школе надолго, но почти уверен, что мне захочется довести свои классы до выпуска. Уходить из социальной сферы не собираюсь. Думаю, что моя дальнейшая профессиональная деятельность так или иначе будет связана с педагогикой и проектом «Учитель для России».

В первый раз в 1«Б»
Светлана СМИРНОВА, учитель начальных классов СШ № 2 г. Калуги:

 

- В этом году я закончила Институт педагогики (раньше это был факультет начального образования) Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Знала, что буду работать в школе, уже тогда, когда поступала в вуз. Мне всегда нравилось общаться с детьми, каждый из них по-своему интересен. В своём желании работать в школе утвердилась ещё больше, когда побывала там на практике.

С 1 сентября я стала для коллег и учеников Светланой Валерьевной. Мне дали 1«Б» класс. Когда мы увиделись с детьми впервые, они поначалу немного удивлялись и спрашивали: «Это вы нас учить будете?» Общий язык с ребятками мы нашли быстро, уже чувствую их своими, знаю всех по именам. Родители тоже относятся ко мне уважительно.

Конечно, я волнуюсь, идя на работу. Для меня важно провести урок хорошо, чтобы мои ученики поняли тему, открыли для себя что-то новое. Поэтому много времени уделяю подготовке к занятиям. Готовлюсь по вечерам, потому что после уроков у меня ещё продлёнка. Как для педагога для меня важно не только дать детям крепкие знания, но и воспитать в них хорошие, ценные человеческие качества. Ведь воспитание происходит не только дома, но и в школе. Все дети очень разные, со своими привычками и характерами, и мне хочется научить их взаимодействовать друг с другом, жить в коллективе.

На себя времени остаётся пока немного. Но я отношусь к этому спокойно: в первый год всегда трудно. Так в любой профессии. Коллеги часто спрашивают, не передумала ли я работать в школе. Нет, не передумала. Наоборот: быть учителем мне нравится всё больше и больше.

Из авиации – в педагогику
Иван АБРАМОВ, учитель физики и математики СШ № 44 г. Калуги:

 

- Я москвич, закончил Московский авиационный институт. В какой-то момент понял, что большого желания работать в авиации у меня нет. Последние два курса занимался репетиторством по математике, физике и информатике. Работать с детьми мне нравилось. Подумал: почему бы не пойти в педагогику?

Год назад знакомые рассказали о программе «Учитель для России». Подал заявку на участие в проекте, прошёл отбор и обучение, с 1 сентября приступил к работе. Иногда удивляюсь, когда меня называют Иваном Андреевичем, но в целом уже привык.

У меня три седьмых класса – 70 человек. Веду три предмета: алгебру, геометрию и физику. Это 7 часов в неделю. Плюс дополнительно готовлю к экзамену по физике 9-е и 11-е классы. Бывают трудные дни. Самым сложным за эти три недели был день, когда в школе проводилась учебная эвакуация. Ребята вернулись возбуждённые, не сразу пришли в себя, вести уроки оказалось непросто. Самой позитивной была прошлая среда, когда я проводил игру «Математическая карусель». Мои ученики здорово зажглись, вместе решали задачи, соревновались. Было очень приятно наблюдать, как они работают в команде.

Несмотря на сложности, каждое утро ловлю себя на мысли, что иду в школу с радостью. Мне с детьми очень интересно. Получаю от них много позитива. Процесс общения друг с другом только уроками не ограничивается. Ребята приходят ко мне после занятий. Мы во что-нибудь играем или просто разговариваем.

Конечно, для меня как для учителя очень важно дать детям необходимые знания и навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни. Но важнее другое – чтобы ребятам было хорошо в школе. Чтобы они шли сюда с удовольствием. Что будет через два года, я не знаю, но думаю, что после окончания программы я останусь в педагогике. Это то, чем я хотел бы заниматься и дальше.

Сыграть в футбол с хулиганом
Александр СТАРИКОВ, учитель английского языка СШ № 2 г. Калуги:

 

- Родился и вырос я на Урале, в Челябинске. Там же закончил вуз по специальности «Финансы и кредит». Работал в банковской сфере: занимался структурированием сделок с крупнейшими клиентами и проектами по улучшению банковских продуктов. Я многого добился, но тенденции на рынке таковы, что в ближайшие 3-5 лет большая часть той работы, которой я занимался, будет алгоритмизироваться и перейдёт в другую отрасль. Поэтому задумался над альтернативным направлением профессиональной деятельности.

Узнав о программе «Учитель для России», решил принять в ней участие. Это был неслучайный выбор. Педагогика всегда шла параллельно моей основной работе. Я постоянно преподавал: студентам в университете, коллегам в банке, – участвовал в мероприятиях по обучению населения финансовой грамотности.

Сама по себе профессия учителя очень интересна. В ней практически нет никаких ограничений для творчества. Естественно, у меня есть определённые рамки в виде программы и учебника. Но то, как я построю и проведу урок, зависит только от меня. Этот кабинет – моя маленькая сцена.

Новая профессия меня вдохновляет, хотя не могу сказать, что все занятия проходят без сучка и задоринки. Был такой случай: один из моих учеников активно срывал урок. Мы с двумя коллегами, также участниками проекта «Учитель для России», решили сходить на тренировку к этому мальчику: он очень увлекается футболом. Мы хотели поиграть с ним, посмотреть, как он ведёт себя на уроке физкультуры, где ему комфортно, пообщаться в неформальной обстановке. А потом предложили школьникам собрать команду и сыграть с учителями. Вся школа жужжала после этого!

Не могу сказать, что потом тот мальчик пришёл ко мне на урок и сразу стал активно работать. Но он как минимум начал говорить.
Есть и другие дети, которые две недели молчали, а потом пришли на занятие и произнесли вслух сначала одно слово, потом – предложение. Это пусть маленькая, но победа.

Мне важно, чтобы детям на моих уроках было комфортно и интересно. Чтобы они перестали бояться, поверили в себя. Чтобы я за эти два года дал им знания и навыки, которые они смогут применить на практике. Если у меня это получится, значит, не зря работал.

Но я пришёл в школу ещё и для того, чтобы показать детям положительную социальную модель. Ко мне часто подходят ребята и задают очень жизненные вопросы: курил ли я и почему сейчас не курю? Занимаюсь ли спортом и почему делаю это? Как отношусь к детям? В нашей школе много ребят из неполных семей, и, если я хотя бы чуть-чуть закрою в их жизни момент в части формирования каких-то мужских качеств, это будет уже хорошо. Останусь ли я в школе, когда программа закончится, пока не могу сказать. Но я точно вижу себя в образовательной сфере. Я черпаю в этой работе вдохновение.

Эта статья была опубликована в №40 газеты «Калужский перекрёсток» от 04.10.2017. Ещё больше интересных материалов в электронном архиве издания.

Фото: Сергей КОНСТАНТИНОВ

Опубликовано: 05.10.2017 14:34 4 11859
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев