Будапешт: первые впечатления или Почему столица Венгрии навевает мысли о Родине-матушке

08.07.2017 01:29 0 371 Владимир Ивкин
Будапешт: первые впечатления или Почему столица Венгрии навевает мысли о Родине-матушке

Однажды, когда колумнисты только-только создавались, я завел эту колонку и назвал ее «Однажды». Идея была проста – каждую свою запись в ней я планировал начинать со слова «однажды». В крайнем случае – использовать его в первых предложениях повествования. И вот, сев за первую историю, вдруг понял, что это не так просто, как казалось изначально. Но, как видите, все-таки выкрутился. Постараюсь закрепить и развить этот успех в будущем.

Первый свой пост в колумнистах пишу из столицы Венгрии Будапешта, куда меня занес очередной оплачиваемый отпуск, любезно предоставленный работодателем на срок в 14 суток. Признаюсь, что делать это очень сложно (писать этот пост, а не в отпуска ходить), так как после нереально расслабляющих термальных ванн самой большой купальни Европы - Сечени – из которой мы вернулись час назад, чувствую себя не сидящим на стуле человеком, а растекающимся по сковородке оладушком. Потому заранее прошу прощения за возможные опечатки. В конце концов то, что непростительно редактору, оладушку можно простить вполне.

Итак, Будапешт.

Прибыли мы сюда в полдень, так что, по большому счету, предметно познакомиться с городом возможности еще не было. Однако первое, что бросилось в глаза, особое, чуть ли не благоговейное, внимание местных к теме восстания 1956 года, подавленного советскими войсками.

Я в свое время интересовался этой темой, но не скажу, что обладаю энциклопедическими познаниями в этой области, потому спешу предупредить, что все написанное ниже никоим образом не претендует на истину, совершенно субъективно и, естественно, вы имеете полное право с этим не соглашаться.

Еще до поездки я прочитал о будапештском музее под названием «Террор» и, несмотря на скепсис попутчиков, хотел бы его посетить. Он посвящён теме советского террора, который якобы пережила Венгрия в прошлом веке. Здесь по большей части имеется ввиду восстание осени 1956 года. Но по моему глубокому убеждению, резко диссонирующему с оценками создателей музея, довольно существенная вина в тех кровавых событиях лежит не только на советской власти, но и на венгерских политиках, которые сделали роковую ошибку, когда заявили о намерении выйти из Варшавского договора. На что они рассчитывали и где гулял их здравый смысл, когда принималось это решение мне совершенно непонятно.

Ну посудите сами, за окном биполярный мир, в котором, как известно любому троешнику МГИМО, ключевым является правило – либо ты с нами, либо против нас (это неизбежно в любой системе со всего двумя противоборствующими сторонами). И вот в этих реалиях страна, которая всего полтора десятилетия назад была твоим врагом в самой кровопролитной войне человечества вдруг отказывается от договора о дружбе и взаимопомощи… Более враждебного жеста придумать сложно, а очевидные его последствия тот же Имре Надь обязан был предусмотреть, отказаться от этой бессмысленной затеи и ссесть за стол переговоров. Но не сделал этого. В итоге Венгрия получила сотни убитых и казненных, сворачивание всех либеральных начинаний и новый виток тоталитаризма.

Я ни в коем случае не оправдываю советских правителей, которые, вне всякого сомнения, не имели никакого морального права силой навязывать свою волю народу Венгрии, который довольно однозначно выразил ее, в подавляющем своем большинстве поддержав восстание. По сути, тогдашние советские власти поступили также, как и нынешнее украинское правительство, которое, получив новости о том, что Крым хочет уплыть в Россию, послали в Севастополь «поезд дружбы», набитый вооруженными бандеровцами и сонм диверсионных групп для проведения терактов. Разница только в том, что в 1956-м Запад дистанцировался от проблемы и позволил СССР решать вопрос так, как ему угодно, а в 2014-м Россия предпочла поступить ровно наоборот.

И вот, постоянно натыкаясь на памятники, посвящённые событиям 1956-го мы немного подискутировали на эту тему с братом моей жены, и он высказал довольно интересную мысль, почему венгры и иже с ними не прекращают припоминать России ошибки СССР – по сути, совсем другой страны.

 Мол, по окончании войны,все страны гитлеровской коалиции четко и ясно обозначили – преступления совершал нацистский режим, а не народ Германии, Италии, Австрии, Венгрии и т.п.  И после развала СССР Россия вполне могла бы поступить также – отречься от некрасивых решений советской власти, отделив ее от русской нации. Глядишь, поступи так и все кому не лень не припоминали бы ей грехи Советов. 

Вопрос почему же моя страна этого не сделала и стоило ли ей перенимать опыт европейских прохиндеев, терзал мой мозг все то время, пока термальные бассейны Сечени превращали мое тело в оладушек. И, возможно, я таки нашел ответ.

Этого нельзя делать категорически. 

Стоит только взять пример со стран гитлеровской коалиции и отречься от грехов одних правительств, как наши западные и не очень партнёры немедленно используют это, чтобы поставить под сомнения заслуги правительств нынешних и в результате разрушить тот исторический базис, на котором и держится наше государство.

Шведов, говорите, в Ладоге искупали? Так это не вы, а Киевская Русь

Наполеону по треуголке дали? Так это не вы, а Российская Империя.

Гитлера, значит, победили? Так это не вы, а СССР.

В общем, нельзя нам так. Потеряем страну.

На этой пафосной ноте я спать.

Хотя нет, не хочу на пафосной. Держите в заключение фото с будапештских улиц, которое я назвал «Любовь - не голуби или Все памятники попадают в ад».

В следующем посте – подробнее о Будапеште. Мы тут до понедельника, 10 июля, а потом в Краков. Оттуда и напишу что-нибудь по мере сил.
 


Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter Система Orphus

Система Orphus .


Комментарии читателей

загрузка комментариев